Донна Роза wrote: Мне кажется, что мрамор был его (Michelangelo) материалом.
Мое воображение, например, поражает КАК можно сделать складки на одежде Марии в Пьете из камня.
Чем дольше находишься у этой скульптуры, тем больше ощющение, что они вот-вот разгладятся....
Его глина или дерево были бы не так грандиозны.
Резчики по камню, если таковые имеются на форуме, могут уточнить детали, но, насколько я помню, мрамор - одновременно мягкий (резать легко), и твердый, плотный (позволяет вытачить мелкие детали, и при этом они не отвалятся). Дерево - волокнистое, а значит, надо смотреть, как волокно идет, и в зависимости от этого резать, что, конечно же, ограничивает свободу резчика. Глина - слишком рыхлая. Можно даже наглядно представить (без мрамора) - возьмем кусок глины и, скажем, достаточно мелкий песок, еще более рыхлый материал (смочим его чем-нибудь клеющим); у песочной фигурки деталей будет меньше, потому что крупицы больше. Можно точно так же представить себе сравнение мрамора и глины.
Можно, конечно, резать какой-нибудь нефрит, жадеит, оникс и пр. Но только на скульптуры его не наберешь. Мрамора же - много. И по своим физическим качествам это - единственный материал, из которого можно сделать что-то крупное, избегая склеек.
У Микеланджело особого выбора-то не было.
Я не пытаюсь как-то принизить его заслуги
Наоборот - он не был единственным скульптором в истории, но у него складочки "разглаживаются", а у остальных ... топорщатся
Сокуров вполне осмысленно показал Эрмитаж, это правда. Он у него, оставаясь музеем, тем не менее слегка стряхнул с себя музейную пыль и не выглядит как мавзолейная мумия. На мой вкус.