Этак можно договрится и до существования общечеловеческих ценностей . MaxSt, не боитесь гнева наших п... (сорри, а то опять забаните )MaxSt wrote:Jax wrote:Проблема только в том, что универсальной морали не существует. Очень часто у отдельно взятого конкретного сообщества людей моральные взгляды отличаются от конкретно взятого другого.
А я считаю, что существует. Конечно, в деталях и мелочах культуры могут отличаться, но основные моральные принципы - вполне универсальны. Все успешные культуры имеют практически одинаковую моральную основу - не убей, не укради, и т.д.
MaxSt.
"Правозащитники" совсем рехнулись
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3696
- Joined: 06 Dec 2002 20:38
Единственный практический вопрос: что делать дальше?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 777
- Joined: 03 Nov 2005 22:38
- Location: USSR -> Russia > NZ
Вы правы, я не сумел придумать столь основательных и любезных аргументов как "вы сами это знаете", "неправда", "чушь", "кривляние". Вот и позаимствовал их у вас. Грешен. Впрочем, охотно обещаю больше такого рода аргументов не применять, спорить честно и уважительно. И естественно, ожидаю того же от вас. По рукам?MaxSt wrote:Если у вас кончились аргументы - это ваши проблемы.
MaxSt wrote:Конкретные действия конкретных людей всегда можно рассматривать с точки зрения морали.
Jax уже ответил. Моралей много. У Израильтян одна, у палестинцев другая, а у FatCat третья, правильная
MaxSt wrote:Все успешные культуры имеют практически одинаковую моральную основу - не убей, не укради, и т.д.
Видите, уже приходится вводить дополнительный критерий: "успешная культура". Что значит "успешная"? Как вы отличите правильных пчел, делающих правильный мед, от неправильных? Скажем, палестинская культура успешна? А западная культура, с точки зрения мусульман-фундаменталистов, успешна? А культура викингов? А воровская? Существует веками, между прочим.
То есть даже с "одинаковой моральной основой" начинаются проблемы. Но даже приняв одинаковый набор основных ценностей, можно получить совсем разные культуры, в зависимости от того, какой приоритет вы присвоите этим ценностям. Что важнее, свобода или безопасность? Жизнь или честь? Общественный интерес или личный? В зависимости от ответа на эти вопросы получим совсем разные культуры. Несмотря на то, что все они будут основаны на практически одинаковой моральной основе.
Разумеется. Но переговоры идут не за увеличение выгодности, а за уменьшение вредоносности сделки. Например, французы прекращают сопротивление, а немцы оккупируют только половину Франции. Имеем и переговоры и компромисс. Что нисколько не отменяет того факта, что капитуляция французов была не добровольной, а явилась следствием военного поражения, то есть навязана им силой.MaxSt wrote:Переговоры и компромиссы всегда были частью политики.
MaxSt wrote:Можно сделать сделку выгодной, и он сам согласится. Такое в политике происходит постоянно
Это непросто, поскольку политика, как правило - игра с нулевой или отрицательной суммой. Выгодно ему, значит невыгодно мне. Выгодно нам обоим, значит мы дружим против кого-то третьего. Поэтому обычно применяется другой способ убеждения: не сделать сделку выгоднее, а сделать альтернативу еще невыгоднее, чем сделка. Не отдашь кошелек - зарежем.
Не согласен. В моей моральной системе координат лишение человека жизни против его воли всегда аморально. Жизнь у человека одна, другой не будет. Но иногда мы вынуждены убить, выбирав из двух зол мЕньшее. Что не значит, что выбранное зло становится добром.MaxSt wrote:В некоторых случаях эти средства не являются аморальными.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
Kandid wrote:Вы правы, я не сумел придумать столь основательных и любезных аргументов как...
А какие смогли придумать? Выкладывайте, наконец.
Если у вас с самого начала имелись хорошие аргументы, сразу на стол и выкладывайте, чего тянуть?
Kandid wrote:Впрочем, охотно обещаю больше такого рода аргументов не применять, спорить честно и уважительно.
Я всегда спорю честно и уважительно. Так что специально "договариваться" не вижу смысла. Если вам не нравится краткость моих аргументов, обижаться не надо - просто попросите меня объяснить более подробно те моменты, которые вам непонятны.
Kandid wrote:Jax уже ответил. Моралей много.
А я Jax'у уже ответил, что мораль - одна. Вы прочитали мои аргументы на эту тему?
Kandid wrote:Видите, уже приходится вводить дополнительный критерий: "успешная культура". Что значит "успешная"?
Все успешные, за исключением редких племен в дебрях Амазонки и Папуа-Новая Гвинея с их странными обычаями.
Kandid wrote:А воровская?
Мои аргументы относятся о культуре общества в целом. Так что если хотите найти контраргумент, ищите целое общество, в отношении к которому мои утверждения были бы не верны, а не группу внутри общества.
Kandid wrote:То есть даже с "одинаковой моральной основой" начинаются проблемы.
Не вижу никаких проблем.
Kandid wrote:...получим совсем разные культуры. Несмотря на то, что все они будут основаны на практически одинаковой моральной основе.
Главное, что моральные основы у них одинаковы. That's my point.
Kandid wrote:Разумеется. Но переговоры идут не за увеличение выгодности, а за уменьшение вредоносности сделки.
Это собственно откуда вы взяли такое странное утверждение? Разумеется, бывает, когда именно об увеличении выгодности идет речь. Бывают взаимовыгодные сделки, когда обоим сторонам становится лучше в результате, чем до сделки. Такое встречается на каждом шагу.
Kandid wrote:Это непросто, поскольку политика, как правило - игра с нулевой или отрицательной суммой.
С чего вы взяли, что не бывает положительных сумм?
По-моему примеры положительных сумм встречаются довольно часто.
Kandid wrote:Не согласен.
Вы лично можете считать аморальным посадить преступника в тюрьму. Ваше право.
Но по общепринятой морали наказать преступника - вполне моральный и правильный поступок.
MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2475
- Joined: 05 Jul 2004 06:39
- Location: Тамбов/NY/NJ/FL
MaxSt wrote:А я Jax'у уже ответил, что мораль - одна. Вы прочитали мои аргументы на эту тему?
Вы мне ответили - это да, но аргументов я не увидел. Если Вы говорите что у всех одна мораль не убий, не укради, то я Вам отвечу у исламистов убить неверного - попасть в рай, а у цыган своровать тоже вроде не грешно.
И как Вам уже ответили - они тоже люди и не просто, а целые народы.
А если по мелочи, то у немцев в сауну одну все вместе ходят, а у ортодоксальных евреев даже в автобусах порознь. Про плавки на пляжах не читали? А про воспитание детей, когда у американцев ребенку запрещать ничего нельзя, дабы индивидуальность не убить, а у нас, русских, по Макаренко.
Это тоже, к вашему сведению, различные морали.
MaxSt wrote:Но по общепринятой морали наказать преступника - вполне моральный и правильный поступок.
Вы наверное забыли, что в СССР критика строя была преступлением. А в некоторых странах Африки быть изнасилованной замужней женщиной - преступление.
Так кем и где эта общепринятая мораль была общепринята?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
Jax wrote:Вы мне ответили - это да, но аргументов я не увидел.
Плохо смотрели значит.
Jax wrote:Если Вы говорите что у всех одна мораль не убий, не укради, то я Вам отвечу у исламистов убить неверного - попасть в рай, а у цыган своровать тоже вроде не грешно.
И как Вам уже ответили - они тоже люди и не просто, а целые народы.
Что это за народ такой - исламисты? Поподробней можно?
Про цыган, плиз, поподробней объясните - почему вы использовали слово "вроде".
Jax wrote:А если по мелочи, то у немцев в сауну одну все вместе ходят...
Вот именно, что по мелочи. Убеждаюсь, что вы невнимательно прочитали мой пост, иначе бы заметили там вот эту фразу:
MaxSt wrote:Конечно, в деталях и мелочах культуры могут отличаться, но основные моральные принципы - вполне универсальны.
Жаль, что приходится повторять.
Jax wrote:Вы наверное забыли, что в СССР критика строя была преступлением.
Мало ли что где считается преступлением, мы тут не Уголовный Кодекс обсуждаем, а мораль.
MaxSt.
Last edited by MaxSt on 12 Nov 2005 06:46, edited 1 time in total.
War does not determine who is right - only who is left.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2475
- Joined: 05 Jul 2004 06:39
- Location: Тамбов/NY/NJ/FL
MaxSt, давайте для начала определимся с общепринятой моралью - кем она была принята и когда.
То есть первое положение, я так понял - не убий.
Так где по нему пришли все к согласию что это плохо? Или может в определенных случаях решили что это допустимо и даже хорошо?
Не воруй? Когда и кем было дано универсальное определение воровства?
Или опять же, в определенных обстоятельствах экспроприация частной собственности по морали целого народа считалась очень даже ничего?
Ну вот как только будет у нас на руках четкое определение общепринятой морали, её источника и список субъектов по ней живущей - вот тогда я, скорее всего, окажусь поставленным в тупик.
То есть первое положение, я так понял - не убий.
Так где по нему пришли все к согласию что это плохо? Или может в определенных случаях решили что это допустимо и даже хорошо?
Не воруй? Когда и кем было дано универсальное определение воровства?
Или опять же, в определенных обстоятельствах экспроприация частной собственности по морали целого народа считалась очень даже ничего?
Ну вот как только будет у нас на руках четкое определение общепринятой морали, её источника и список субъектов по ней живущей - вот тогда я, скорее всего, окажусь поставленным в тупик.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2475
- Joined: 05 Jul 2004 06:39
- Location: Тамбов/NY/NJ/FL
-
- Уже с Приветом
- Posts: 777
- Joined: 03 Nov 2005 22:38
- Location: USSR -> Russia > NZ
MaxSt wrote:Я всегда спорю честно и уважительно.
Вот вам иллюстрация относительности морали. Оказывается, в вашей моральной системе координат слова "неправда, чушь, прекратите кривляться" выражают уважение к собеседнику, а хамскими они становятся только будучи применены к MaxSt.
Ну что-ж, сделаем поправку на это и продолжим спорить честно и уважительно. Я например, планирую отвечать честно и уважительно на честные и уважительные аргументы, и игнорировать те, что на мой взгляд таковыми не являются. Может и получится у нас конструктивная беседа.
MaxSt wrote:А какие смогли придумать? Выкладывайте, наконец.
Игнорируется как неуважительный.
MaxSt wrote:Если у вас с самого начала имелись хорошие аргументы, сразу на стол и выкладывайте, чего тянуть?
Игнорируется как неуважительный.
MaxSt wrote:Если вам не нравится краткость моих аргументов
С этим проблем как раз нет. Краткость - сестра таланта.
MaxSt wrote:обижаться не надо
Никаких обид. Я просто пытаюсь повернуть беседу в конструктивное русло.
MaxSt wrote:А я Jax'у уже ответил, что мораль - одна. Вы прочитали мои аргументы на эту тему?
Да. И даже на них ответил. Взгляните еще раз на мой предыдущий постинг.
Разные группы внутри общества как раз придерживаются разных этических систем. "Образ мыслей определяется образом жизни", а он у них разный. Мораль общества в целом - средняя температура по больнице.MaxSt wrote:Мои аргументы относятся о культуре общества в целом. Так что если хотите найти контраргумент, ищите целое общество, в отношении к которому мои утверждения были бы не верны, а не группу внутри общества.
Мой же point в том, что одни и те же поступки они оценивают с моральной точки зрения по разному (скажем, сабж этой нитки). Мы можем спорить, можно ли при этом считать, что моральные основы одинаковы, но это ИМХО, будет уже спор о словах.MaxSt wrote:Главное, что моральные основы у них одинаковы. That's my point.
Хоть оборот "с чего вы взяли" трудно считать примером уважительности, но вопрос ключевой, так что притворюсь, что ваши слова были: "почему вы считаете" и отвечу.MaxSt wrote:С чего вы взяли, что не бывает положительных сумм?
По-моему примеры положительных сумм встречаются довольно часто.
Положительные суммы встречаются преимущественно в бизнесе. Тому есть уважительная причина: если сделка стороне невыгодна, она на нее не пойдет. А вот в политике взаимодействия, как правило, вынужденные. Если сосед хочет отобрать у вас Кемску волость, вы не можете просто повернуться и уйти. Уйти некуда, соседство вынужденное и если сосед сильнее, то волость все равно отберет. А если вы сильнее, то вы сами можете у него чего-нибудь отобрать. История человечества - история войн (с). Надеюсь, вы согласитесь, что война - игра с нулевой суммой? Земли, что я приобрел, вы потеряли. А если учесть "накладные расходы", то сумма становится отрицательной. Да, государства не всегда воюют. Но вот армии имеют всегда. Потому что, как в шахматах, угроза обычно сильней осуществления. Экономятся накладные расходы на войну. Если кошелек все равно отберут, зачем еще и по морде получать? Проще отдать его "добровольно". "Взаимовыгоднее." А драться имеет смысл только если исход войны неопределен.
Второе основное направление внешнеполитической деятельности государств, после войны, есть международная торговля. В чем эта деятельность заключается? Сами государства, как правило, не торгуют. Торгуют бизнесмены, а государства воздвигают препятствия на их пути. Таможни, запреты, акцизы, квоты, тарифы. Взаимовыгодное сотрудничество между двумя государствами в этом случае заключается в том, что они договариваются создавать меньше препятствий бизнесу друг друга. То есть и тут речь идет только об уменьшении вреда. Навязывание бизнесменам невыгодных для них сделок (сборы и квоты) будет продолжаться, но в несколько мЕньших масштабах.
Я считаю аморальным _средство_. Впрочем, не настативаю на слове "аморальный". Готов заменить его на "зло". Лишение свободы - зло. Но его применение может быть допустимым для предотвращения бОльшего зла. Вы согласны с этим?MaxSt wrote:Вы лично можете считать аморальным посадить преступника в тюрьму. Ваше право.
Это верно. Но проблема в том, что моральный принцип "преступников надо наказывать" практически тавтологичен. Потому что преступлением как раз и называется поступок, заслуживающий наказания. Если же мы попытаемся конкретизировать, то обнаружим, что преступлением в разных культурах считаются совсем разные вещи. Скажем, с точки зрения универсальной морали, помочь рабу сбежать - это преступление? Или преступление, наоборот, помочь его ловить? А присвоение прибавочной стоимости капиталистом это кража? Или кражей будет присвоение ее рабочими? (Экспроприаторов экспроприируют).MaxSt wrote:по общепринятой морали наказать преступника - вполне моральный и правильный поступок.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
Kandid wrote:Никаких обид.
Вы обижаетесь, что вас тут не уважают. Давайте расставим точки над и. Итак, вы вправе ожидать на этом форуме вежливости, что в вам будут обращаться на "вы" и вправе ожидать что вам не будут хамить. Все.
Я с вами веду беседу вежливо и не хамлю. Это максимум, на который вы можете по умолчанию рассчитывать.
Kandid wrote:Оказывается, в вашей моральной системе координат слова "неправда, чушь, прекратите кривляться" выражают уважение к собеседнику, а хамскими они становятся только будучи применены к MaxSt.
1. Если я вижу неправду, я ее называю неправдой.
2. Я здесь никому не хамил. Мне тоже в этом топике никто не хамил.
Так что никаких двойных стандартов нет.
Kandid wrote:Разные группы внутри общества как раз придерживаются разных этических систем. "Образ мыслей определяется образом жизни", а он у них разный.
Если я делаю утверждение о яблоках, вы не можете приводить апельсины в качестве контрпримера.
Мои утверждения - о морали общества в целом.
Kandid wrote:Мораль общества в целом - средняя температура по больнице.
Категорически не согласен. Температуры в больнице у разных больных не зависят друг от друга и не влияют друг на друга. В обществе же все взаимосвязано. Поэтому я имею полное право говорить о морали общества в целом.
Kandid wrote:Мы можем спорить, можно ли при этом считать, что моральные основы одинаковы, но это ИМХО, будет уже спор о словах.
Чего тут спорить - мы уже согласились, что моральные основы одинаковы.
Kandid wrote:Положительные суммы встречаются преимущественно в бизнесе.
И в политике тоже. Политика вообще очень похожа на бизнес.
Kandid wrote:А вот в политике взаимодействия, как правило, вынужденные.
Есть и невынужденные. На мой взгляд, преобладают именно они.
Kandid wrote:История человечества - история войн (с).
За исключением новейшей истории. Новейшая история - не история войн. Последние лет 60 намного реже стали границы государств меняться. Если меняются, то в основном ненасильственным путем.
Kandid wrote:Сами государства, как правило, не торгуют. Торгуют бизнесмены, а государства воздвигают препятствия на их пути.
Не только воздвигают препятствия, но и помогают. Своим.
Kandid wrote:То есть и тут речь идет только об уменьшении вреда.
Не только. Когда государство лоббирует за своих бизнесменов, речь идет об увеличении выгоды.
Kandid wrote:Я считаю аморальным _средство_.
Средство не может быть аморальным. Например, наручники или бейсбольная бита сами по себе не аморальны -- можно оценивать только аморальность конкретных поступков, причем в совокупности всех обстоятельств, не вырывая ничего из контекста.
Kandid wrote:Впрочем, не настативаю на слове "аморальный".
А я настаиваю.
Kandid wrote:Но проблема в том, что моральный принцип "преступников надо наказывать" практически тавтологичен. Потому что преступлением как раз и называется поступок, заслуживающий наказания.
Нет никакой тавтологии, потому что ваше определение неверно. На самом преступник - это тот, кто нарушил закон. Другими словами (более общими), этот принцип можно переформулировать как "за совершение аморальных поступков надо наказывать".
Kandid wrote:Если же мы попытаемся конкретизировать, то обнаружим, что преступлением в разных культурах считаются совсем разные вещи.
Ну и что? На мой тезис об универсальности основных аморальных принципов этот факт никак не влияет.
MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 777
- Joined: 03 Nov 2005 22:38
- Location: USSR -> Russia > NZ
-
- Уже с Приветом
- Posts: 151
- Joined: 06 May 2005 17:52
- Location: WA
MaxSt wrote:Kandid wrote:Никаких обид.
Вы обижаетесь, что вас тут не уважают.
"Никаких обид", насколько я понимаю, означает, что человек не обижается.
Про уважение тоже вроде речи не было. Но, как обычно, Вам конечно виднее.
MaxSt wrote:Я с вами веду беседу вежливо и не хамлю. Это максимум, на который вы можете по умолчанию рассчитывать.
На какой же тогда минимум, разрешите спросить, можно рассчитывать, беседуя с вами?
MaxSt wrote: Если я вижу неправду, я ее называю неправдой.
Если вы видите мнение отличное от вашего, вы называете это чушью.
MaxSt wrote:Так что никаких двойных стандартов нет
Это похоже на правду. Стандарт один - вы всегда правы.
MaxSt wrote:Чего тут спорить - мы уже согласились, что моральные основы одинаковы.
"Мы" это кто?
Улыбайся - завтра будет хуже!
-
- Уже с Приветом
- Posts: 12014
- Joined: 05 Apr 2000 09:01
- Location: Philadelphia, PA, USA
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
Lenny wrote:Про уважение тоже вроде речи не было.
Так "вроде" или не было?
Lenny wrote:На какой же тогда минимум, разрешите спросить, можно рассчитывать, беседуя с вами?
Поскольку у меня двойных стандартов нет, то точно такой же.
Lenny wrote:Если вы видите мнение отличное от вашего, вы называете это чушью.
Не всегда.
Lenny wrote:MaxSt wrote:Так что никаких двойных стандартов нет
Это похоже на правду.
Ну вот и замечательно.
Lenny wrote:Стандарт один - вы всегда правы.
Я не всегда прав. Я всегда готов признать что я неправ, если мне укажут на факты, противоречащие моей точке зрения. I'm very open minded.
Lenny wrote:"Мы" это кто?
Я и Kandid.
А теперь давайте высказывайтесь по теме, хватит уже засорять топик обсуждениями моей скромной личности. Есть раздел "Частная переписка" для этого - все дальнейшие претензии плиз, туда.
MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 135
- Joined: 20 Nov 2004 20:49
Ну и что? На мой тезис об универсальности основных аморальных принципов этот факт никак не влияет.
Хорошо, даваите взглянем с етой точки зрения. Вот ,например, одна из террористок в Израиле: арабская девица, которая шла на послеожоговую терапию в Израильскую больницу и несла бомбу. Её в тои же больнице спасли после ожогов, продолжали лечить, но ее семья решила, что внешность её все же уже не так хороша, замуж её удачно уже не выдашь-так пусть хоть смертью своей послужит обшему делу. Ето как-морально или аморально? Наверняка платить злом за добро считайется аморальным в любой культуре-но тем не менее в палестинским обшестве ето сочли не аморальным поступком, а героизмом. Поведала кстати обо всем етом террористка лично, когда была поймана.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 4360
- Joined: 16 Mar 2004 22:13
- Location: Техасщина
Мне кажется, что Вы смешиваете понятия "аморально" и "преступно" (незаконно). Кроме того универсальная мораль - это то, что направлено на сохранение вида. И содержит не так много принципов, "не убий", например. Прибавочная стоимость и даже рабство никоим образом универсальной моралью меряться не могут. А мораль, господствующая в том или ином социуме направлена на сохранение стабильности этого социума. В капиталистическом социуме рабство - аморально, а прибавочная стоимость - моральна. И пока не придумали работающего (административно-командный социализм аморален сам по себе, поскольку при нём либо в массовых масштабах нарушается принцип "не убий", либо он нестабилен) механизма организации общественного производства без этой самой прибавочной стоимости, она будет оставаться моральной, так же как когда-то моральным признавалось рабство. И что мы с Вами думаем по этому поводу никакого значения не имеет.Kandid wrote: Если же мы попытаемся конкретизировать, то обнаружим, что преступлением в разных культурах считаются совсем разные вещи. Скажем, с точки зрения универсальной морали, помочь рабу сбежать - это преступление? Или преступление, наоборот, помочь его ловить? А присвоение прибавочной стоимости капиталистом это кража? Или кражей будет присвоение ее рабочими? (Экспроприаторов экспроприируют).
-
- Уже с Приветом
- Posts: 777
- Joined: 03 Nov 2005 22:38
- Location: USSR -> Russia > NZ
MaxSt wrote:вы вправе ожидать на этом форуме вежливости, что в вам будут обращаться на "вы" и вправе ожидать что вам не будут хамить
Да мне никто и не хамил. Кроме одного-единственного ника, да и тот не признается. Так что можно считать инцидент исчерпаным.
Охотно соглашаюсь. Однако, безотносительно к нашим личностям, пару слов об аргументе "неправда". Допустим, Иванов говорит Петрову: "вы сказали неправду!". Какого ответа он может ожидать? "Да, пардон, я соврал"? Или: "Нет, я и правда так думаю. Вот содержимое моей черепной коробки, убедитесь"? Увы, единственный возможный ответ: "сам дурак". То есть аргумент "неправда" хорош только для превращения дискуссии в свару.MaxSt wrote:А теперь давайте высказывайтесь по теме, хватит уже засорять топик обсуждениями моей скромной личности.
СогласенMaxSt wrote:В обществе же все взаимосвязано.
Несогласен. Волки и зайцы тоже тесно взаимосвязаны, но говорить о их пищевом рационе "в целом" безмысленно. Волки не переходят на вегетарианскую диету под благотворным заячьим влиянием. Наоборот, они переходят на зайчатину.MaxSt wrote:Поэтому я имею полное право говорить о морали общества в целом.
Точно так же именно существование работяг с их трудовой этикой позволяет жить ворам, с их этикой "работать - западло". То есть в этом случае имеем не конвергенцию этик, а дивергенцию. Общество состоит из многих групп, со своим специфическим положением в обществе и каждая группа будет вырабатывать свое, специфическое мировоззрение, соответствующее ее образу жизни и положению.
MaxSt wrote:мы уже согласились, что моральные основы одинаковы.
Что-то не припомина(с). Не напомните?
MaxSt wrote:Kandid wrote:Положительные суммы встречаются преимущественно в бизнесе.
И в политике тоже. Политика вообще очень похожа на бизнес.
Только внешне. Главное отличие, как я сказал, что бизнесмен согласится на сделку, только если ее выгодность для него - выше нуля. А в политике приходится играть и в невыгодные для тебя игры. Потому что куда денешься с подводной лодки.
Ну давайте попробуем найти критерий, как измерять, что именно преобладает. Скажем, на что используется "внешнеполитический" бюджет. Сколько уходит на армию?[/quote]MaxSt wrote:Есть и невынужденные. На мой взгляд, преобладают именно они.
То есть вы согласны, что до того в политике преобладали игры вынужденные и с отрицательной суммой? Тогда давайте смотреть на последние 60 лет.MaxSt wrote:За исключением новейшей истории.Kandid wrote:История человечества - история войн (с).
Разве все, что можно взять силой, это земля? В скольких вооруженных конфликтах США приняли участие за это время? Сколько сот миллиардов долларов в год Штаты тратят на "оборону"? И учтите, что "угроза сильнее нападения". На одного ларечника, к которому рекетиры с утюгом приезжали, приходились десятки ларечников, плативших "добровольно", "ненасильственным путем".MaxSt wrote:Новейшая история - не история войн. Последние лет 60 намного реже стали границы государств меняться.
В чем конкретно заключается помощь? Разрешить одним то, что запрещают другим? Отдать одним деньги, забранные у других? Это все игры с отрицательной суммой.MaxSt wrote:Не только воздвигают препятствия, но и помогают. Своим.Кандид wrote:Торгуют бизнесмены, а государства воздвигают препятствия на их пути.
Вы говорите об инструменте. А средством может быть и поступок (расстрел - средство борьбы с преступностью) и он вполне может быть аморальным.MaxSt wrote:Средство не может быть аморальным. Например, наручники или бейсбольная бита сами по себе не аморальны.
А закон - правило, за нарушение которого положено наказание. Опять получается тавтология.MaxSt wrote:Нет никакой тавтологии, потому что ваше определение неверно. На самом преступник - это тот, кто нарушил закон.
MaxSt wrote:Ну и что? На мой тезис об универсальности основных аморальных принципов этот факт никак не влияет.Kandid wrote:что преступлением в разных культурах считаются совсем разные вещи.
Если содержание различно, то что же тогда остается универсального? Терминология?
Да, вы не могли бы ответить на вопросы, заданные вам ранее:
С точки зрения универсальной морали, помочь рабу сбежать - это преступление? Или преступление, наоборот, помочь его ловить? А присвоение прибавочной стоимости капиталистом это кража? Или кражей будет присвоение ее рабочими?
Ага, грешен. Но для данного примера это неважно. Рабство было тогда и морально и законно, а нынче и аморально и незаконно.Доцент wrote:Мне кажется, что Вы смешиваете понятия "аморально" и "преступно" (незаконно).
Доцент wrote:Кроме того универсальная мораль - это то, что направлено на сохранение вида.
Не верю я, признаться, ни в инстинкт сохранения вида, ни в мораль сохранения вида. Ну что за дело особи до вида? Ей бы гены потомкам передать, а там хоть трава не расти.
Как согласуются с этим принципом многочисленные войны? И престиж военной профессии? И дети, играющие в войну? Пиф-паф, ты убит!Доцент wrote:И содержит не так много принципов, "не убий", например.
Доцент wrote:мораль, господствующая в том или ином социуме направлена на сохранение стабильности этого социума.
Вовсе не обязательно. Стабильность - результат баланса разных групп, каждая со своей моралью. Как предварительно напряженный бетон: бетон работает на сжатие, а сталь - на растяжение.
Даже с точки зрения пролетариата?Доцент wrote:В капиталистическом социуме ... прибавочная стоимость - моральна.
Идея, овладевшая массами, становится материальной силойДоцент wrote:И что мы с Вами думаем по этому поводу никакого значения не имеет.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 324
- Joined: 23 Feb 2004 14:01
MaxSt wrote:Jax wrote:Так где по нему пришли все к согласию что это плохо?
Да какая разница? Главное, что это согласие существует.
MaxSt.
Нет ни кагово согласия. Хотя бы потому, что даже мы - люди выросшие в одной и той же стране, владеющие одним и тем же родным языком, смотревшие в детстве одни и те же фильмы, читавшие одни и теже книги, рассказывающие одни и теже анегдоты - мы не соглашаемся.
Для одного морально и аморально одно, а для другого это несколько другое.
Так что чего уж говорить про другие общества и культуры.
После ВМВ были введены такие правила войны, так, что бы вести войну нормальному государству стало невозможно. Думалось, что войны перестанут вестись. Хотелось как лучше...
В итоге получили огромное количество войн между нормальными государствами с одной стороны, и имеющего право не соблюдать ограничивающие законы формирования с другой.
В итоге нормальное государство ставится перед идиотским выбором - защищать себя и подвергнуться остракизму со стороны остальных государств (примерно как Югославия) или уступать требованиям имеющего право не соблюдать ограничивающие законы формирования, стараясь свой ущерб сделать минимальным (примерно как Израиль).
Государства вместо нормальной войны стали просто вскармливать такие формирования на свой вкус и цвет, подтверждая поговорку "кормящий тигра рискует быть съеденным"
Т.к. все познается в сравнении, давайте сравним - что аморальнее, вести войны или вскармливать ублюдков.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3855
- Joined: 26 Oct 2002 00:49
- Location: Washington
Gabo wrote:
В итоге получили огромное количество войн между нормальными государствами с одной стороны, и имеющего право не соблюдать ограничивающие законы формирования с другой.
В итоге нормальное государство ставится перед идиотским выбором - защищать себя и подвергнуться остракизму со стороны остальных государств (примерно как Югославия) или уступать требованиям имеющего право не соблюдать ограничивающие законы формирования, стараясь свой ущерб сделать минимальным (примерно как Израиль).
Государства вместо нормальной войны стали просто вскармливать такие формирования на свой вкус и цвет, подтверждая поговорку "кормящий тигра рискует быть съеденным".
В таких "не соблюдаюших ограничивающие законы формированиях" и воинах с ними ничего нового нет - раньше они назывались пираты, корсары, варвары, etc. И др. государства их тоже "вскармливали". В конце концов такие формирования были изведены тем что пиратов вешали на реях без особых разговоров. Хорошии пример.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 324
- Joined: 23 Feb 2004 14:01
aas996 wrote:В конце концов такие формирования были изведены тем что пиратов вешали на реях без особых разговоров. Хорошии пример.
Не вздумайте предложить вздергивать террористов на реях без особых разговоров или взрывать их в автобусах - сторонники общечеловеческих ценностей и не менее общей морали Вас не поймут. А если это сформулировать без политкоррект выражений, то может и бан совершенно справедливо заработате.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 10000
- Joined: 16 Jul 2003 18:47
- Location: CA->AZ->DE->NJ-> AZ->GA->AZ
Доцент wrote:Кроме того универсальная мораль - это то, что направлено на сохранение вида. И содержит не так много принципов, "не убий", например.
В 99 из 100 человеческих сообществ убивать чужаков вполне допускалось и допускается. Данная моральная норма не имеет врожденной поддержки в виде соотвествующего поведения, поэтому ее с таким трудом вдалбливают в головы населения, и она так легко переступается во всякого рода заварушках. Вот если бы человек происходит из хищников - тогда да, тогда поставил шею - и все, тебя кусать нельзя, программа запрещает, поскольку укус смертелен. Но хомо сапиенс, как какой-нить слабый голубь-символ мира, запросто может забить более слабого сородича.
А пристыдишь их - и сальцо найдется, и горилочка...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
Kandid wrote:Однако, безотносительно к нашим личностям, пару слов об аргументе "неправда". Допустим, Иванов говорит Петрову: "вы сказали неправду!". Какого ответа он может ожидать?
Как какого? Обмена аргументами в пользу своих точек зрения, разумеется.
Kandid wrote:То есть аргумент "неправда" хорош только для превращения дискуссии в свару.
Неправда. Он замечательно подходит для развития интересной дискуссии.
Ну вот посмотрите хотя бы на эту в качестве примера. Замечательно развивается.
Kandid wrote:Несогласен. Волки и зайцы тоже тесно взаимосвязаны, но говорить о их пищевом рационе "в целом" безмысленно. Волки не переходят на вегетарианскую диету под благотворным заячьим влиянием. Наоборот, они переходят на зайчатину.MaxSt wrote:Поэтому я имею полное право говорить о морали общества в целом.
Нет такого общества - "зайцы плюс волки", так что вы приводите несуществующий пример.
Kandid wrote:Точно так же именно существование работяг с их трудовой этикой позволяет жить ворам, с их этикой "работать - западло".
Воры составляют допустим 0.1% от общества, поэтому их мораль не влияет статистически на общепринятую мораль всего общества, в котором 99.9% считают воровство аморальным. Так что "воровство - аморально" остается общепринятым универсальным правилом этого общества.
Kandid wrote:Общество состоит из многих групп, со своим специфическим положением в обществе и каждая группа будет вырабатывать свое, специфическое мировоззрение, соответствующее ее образу жизни и положению.
Это теоретически. А практически 99% этих групп приходят к согласию по основным моральным вопросам.
Kandid wrote:MaxSt wrote:мы уже согласились, что моральные основы одинаковы.
Что-то не припомина(с). Не напомните?
Вот ваши слова: "все они будут основаны на практически одинаковой моральной основе".
Kandid wrote:Главное отличие, как я сказал, что бизнесмен согласится на сделку, только если ее выгодность для него - выше нуля. А в политике приходится играть и в невыгодные для тебя игры. Потому что куда денешься с подводной лодки.
В бизнесе тоже иногда приходится играть в невыгодные игры. Есть такая игра "hostile takover", например. Еще есть всякие игры на бирже, когда точно не знаешь, будешь ли в выигрыше.
Kandid wrote:Разве все, что можно взять силой, это земля? В скольких вооруженных конфликтах США приняли участие за это время?MaxSt wrote:Новейшая история - не история войн. Последние лет 60 намного реже стали границы государств меняться.
А сколько дипломатических вопросов было улажено за это время нешумным переговорным путем, сколько всяких договоров было подписано? В сотни раз больше, чем было войн.
Kandid wrote:Сколько сот миллиардов долларов в год Штаты тратят на "оборону"?
Это не критерий.
Kandid wrote:В чем конкретно заключается помощь?MaxSt wrote:Не только воздвигают препятствия, но и помогают. Своим.
Ну вы что, не знаете случаев, когда государство активно продвигает свои предприятия на внешние международные рынки, как лоббирует за них? Такие элементарные веши приходится вам объяснять, удивительно просто...
Kandid wrote:Вы говорите об инструменте. А средством может быть и поступок (расстрел - средство борьбы с преступностью) и он вполне может быть аморальным.
Поступок - лишь конкретный факт использования средства. Поступок можно оценивать с моральной точки зрения только в совокупности всех обстоятельств. Голое средство (например "надеть наручники") без упоминания обстоятельств - лишь инструмент.
Kandid wrote:А закон - правило, за нарушение которого положено наказание. Опять получается тавтология.
При желании закон можно определить, и не упоминая наказания. Так что тавтологии нет.
Kandid wrote:Если содержание различно, то что же тогда остается универсального?
"Содержание" чего в чем?
Kandid wrote:С точки зрения универсальной морали, помочь рабу сбежать - это преступление?
Мораль не дает ответы в форме "вот это преступление а вот это не преступление".
MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 21835
- Joined: 11 Apr 1999 09:01
- Location: RU
Gabo wrote:Не вздумайте предложить вздергивать террористов на реях без особых разговоров...
Почему же нет? Запросто.
Если допустим террорист держит заложников и у снайпера есть возможность для clean shot - он этой возможностью воспользуется и будет прав. И общество его в этом поддержит.
Стандартная практика всех спецслужб.
MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 3855
- Joined: 26 Oct 2002 00:49
- Location: Washington