Кусака wrote:koan wrote:Так что остаюсь при своем мнении о том, что программа стандартных российских школ никак не отражает многонациональности российского государства. И неудивительно, что русские выпускники полностью отождествляют российскую культуру с русской, а представители других народов пройдя через школы ощущают себя россиянами второго сорта.
Скажите, а какие произведения, гм, скажем калмыцкой литературы вы бы предложили для изучения? А чеченской? (хинт: до 1930-х годов у чеченцев не было письменности)?
:фоод:
Ну, во первых, я не эксперт по литературе и эпосу народов России. Я, в конце концов, учился по той же программе, что и Вы, вероятно.
Но если говорить о чеченцах, то мне кажется, что покорение Кавказа было очень хорошо отражено в русской литературе. Вот давайте и дадим одним блоком Лермонтова, Пушкина, казацкие песни-сказы о их действиях против чеченцев и тогдашние чеченские песни и предания. Вот Вам и стереоскопическое видение одного значимого периода в истории России через литературу.
Литература в школе ведь явно направлена на формирование определенных ценностей и социальных ориентаций, а не на формирование некоего высокого литературного вкуса.
Вот Вам кусок из сегодняшней программы литературы в 9 классе:
"А.А. Блок (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
С.А. Есенин (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
М.А. Шолохов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека».
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
А.И. Солженицын (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе."
Сразу прослеживается, на что направлена именно такая подборка этих литературных произведений и их рекомендуемая трактовка. У тех же Солженицына, Ахматовой и Есенина есть множество других ( и на мой взгляд ЛУЧШИХ) произведений, но даются-то ( вполне осознано) именно эти.
Я не против воспитания патриотизма и любви к русским корням России. Но и пониманию других народов, их приятию, пресловутому "интернационализму" тоже ведь учить надо, правда?