Париж, говорите...

Мнения, новости, комментарии
Кусака
Уже с Приветом
Posts: 6096
Joined: 19 Oct 2005 03:35

Post by Кусака »

koan wrote:Ой, да ладно Вам! Всякие легенды о Илье Муромце в школе же проходят, невзирая на их "колоссальную" литературную ценность

Мне о таких нововведенях ничего не известно. Ссылочку подкинете или вы это просто для краного словца сказали?

Тут же дело не в литературной ценности ( если бы программа литературы базировалась на ней, то Тургенева и Лермонтова однозначно надо было бы выкинуть в пользу углубленного изучения Шекспира, Гете и Горация).

Ну это во первых конечно же не так, а во воторых [good point] - я очень за изучение мировой литературы в школе, на мой взгляд тот обзор который дается сейчас это просто убожество. В дополнение к русской, естественно. Это полезное знание в жизни.

Дело же в понимание культуры других народов, понимания их взглядов на жизнь, исторических заморочек и т.д.. Жить то с татарами и чеченцами бок о бок все равно придется, так почему-бы не попытаться понять тех, кто может иметь отличный от привычного взгляд на историю и культуру России?

Поверьте, для понимания их заморочек вовсе не нужно изучать их доморощенную литературу. Вполне достаточно чуть больше внимания уделить роли каждого народа в исторических событиях, которые изучаются в общем курсе истории.
Кусака
Уже с Приветом
Posts: 6096
Joined: 19 Oct 2005 03:35

Post by Кусака »

JiltedGen wrote:
Кусака wrote:
JiltedGen wrote:Скорее так - кому нужно Пушкина почитают. Историю своих предков надо знать. Пириод.

Да уж конечно. В нашем Минобразования конечно идиоты сидят, но слава богу таких даже там не держат. Пириод :мргреен:


Каких "таких" - потрудитесь объясниться, плз
И почему Вы так уверенно заявляете, что в вашем (каком, кстати, вашем) Министерстве образования сидят идиоты?

Таких - предлагающих сделать изучение русской классики факультативным.
Уверенно - да потому что со следами их деятельности приходилось часто сталкиваться.
В нашем - в российском.
Еще вопросы? :lol:
ShellBack
Уже с Приветом
Posts: 5635
Joined: 01 Feb 2003 06:47
Location: SPB->SoCal

Post by ShellBack »

koan wrote:Всякие легенды о Илье Муромце в школе же проходят, невзирая на их "колоссальную" литературную ценность Тут же дело не в литературной ценности ( если бы программа литературы базировалась на ней, то Тургенева и Лермонтова однозначно надо было бы выкинуть в пользу углубленного изучения Шекспира, Гете и Горация).


Извините, Вы предлагаете учить детей латыни? Как в царской гимназии? Потому что углублённое преподавание Горация русскоязычным детям может им рассказать только о литературной ценности переводчика, но никак не самого Горация.
С этой точки зрения уж лучше учить былины о Илье Муромце. На языке оригинала.
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17180
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

JiltedGen wrote:... Проблема в том, что История в России всегда будет заложником официальной федеративной идеологии. Даже на Привете видно , что правдивая история Украины расценивается как анти-российская провакация.


Это и есть провокация. Наука лишь изучает предмет и никогда не делает моральных оценок изучаемого. Например, наука не даёт ответа на вопрос был ли Мазепа героем или предателем. Этот ответ даётся в "правдивой" украинской истории. Таким образом, это лишь ещё один вариант "краткого курса", но с учетом требованой другой власти.
Правдивая история нейтральна и скучна. Никакой героики. На флаг революции не повесишь. Она никого не раздражает. Серая, невзрачная. Кому она нужна?
Привет.
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17180
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Кусака wrote:
koan wrote:Ой, да ладно Вам! Всякие легенды о Илье Муромце в школе же проходят, невзирая на их "колоссальную" литературную ценность

Мне о таких нововведенях ничего не известно. Ссылочку подкинете или вы это просто для краного словца сказали?

...


Похоже на то.
Проходят "Слово о Полку Игоревом" в переводе на современный язык. Во всяком случае, проходили.
Привет.
Кусака
Уже с Приветом
Posts: 6096
Joined: 19 Oct 2005 03:35

Post by Кусака »

Privet wrote:
Кусака wrote:
koan wrote:Ой, да ладно Вам! Всякие легенды о Илье Муромце в школе же проходят, невзирая на их "колоссальную" литературную ценность

Мне о таких нововведенях ничего не известно. Ссылочку подкинете или вы это просто для краного словца сказали?

...


Похоже на то.
Проходят "Слово о Полку Игоревом" в переводе на современный язык. Во всяком случае, проходили.

Да, его еще в мое время проходили. "Не лепо ли ны бяшити .. " (с) :D Но это не легенда, а древнейший памятник русской литературы, письменности. Хотя изучать, конечно, его стоит не в виде литературного произведения, а скорее в курсе истории Руси с комментариями профессионалов. Вряд ли школьники смогут что то вынести из него самостоятельно.
User avatar
JiltedGen
Уже с Приветом
Posts: 2409
Joined: 24 Aug 2005 19:30
Location: с "Привоза"

Post by JiltedGen »

Privet wrote:
JiltedGen wrote:... Проблема в том, что История в России всегда будет заложником официальной федеративной идеологии. Даже на Привете видно , что правдивая история Украины расценивается как анти-российская провакация.


Это и есть провокация. Наука лишь изучает предмет и никогда не делает моральных оценок изучаемого. Например, наука не даёт ответа на вопрос был ли Мазепа героем или предателем. Этот ответ даётся в "правдивой" украинской истории. Таким образом, это лишь ещё один вариант "краткого курса", но с учетом требованой другой власти.
Правдивая история нейтральна и скучна. Никакой героики. На флаг революции не повесишь. Она никого не раздражает. Серая, невзрачная. Кому она нужна?


Как замечательно, что вы вспомнили Мазепу. По официальной, советской истории, которую мы с вами учили Мазепа считался предателем - он изменил Петру и решил договориться со шведами. Современная, да и дореволюционная украинская историческая школа Грушевского считают, что он так действовал в интересах Украины. Поэтому Мазепа не предатель. Вы согласны с подобной оценкой?
Я не гадалка.... я аналитик. (c) Айсберг
User avatar
Lopoukh
Уже с Приветом
Posts: 2040
Joined: 09 Sep 2004 12:56
Location: РФ, Москва

Post by Lopoukh »

“Речь идет не только о российском гербе. Можно сказать, что в структурах государственной власти чуть ли не на стенах водружаются иконы”.

Председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов (“Интерфакс”)

Ряд мусульманских лидеров выступили с призывом убрать с герба России православную символику и с жалобой на то, что российские власти и силовые структуры отказываются от принципа светскости.

Вот это есть. Везде попипки лезут. Раз п. не только дзюдо и горные лыжи любит, но и лоб расшибать горазд, то все записались в православные.
User avatar
Dmitry67
Уже с Приветом
Posts: 28283
Joined: 29 Aug 2000 09:01
Location: SPB --> Gloucester, MA, US --> SPB --> Paris

Post by Dmitry67 »

Кстати, по поводу отношения к другим нациям

http://www.fontanka.ru/154338

Просто анекдот
Зарегистрированный нацпредатель, удостоверение N 19719876044787 от 22.09.2014
koan
Уже с Приветом
Posts: 7311
Joined: 22 Apr 2005 15:17
Location: RU-US

Post by koan »

Privet wrote:
Кусака wrote:
koan wrote:Ой, да ладно Вам! Всякие легенды о Илье Муромце в школе же проходят, невзирая на их "колоссальную" литературную ценность

Мне о таких нововведенях ничего не известно. Ссылочку подкинете или вы это просто для краного словца сказали?

...


Похоже на то.
Проходят "Слово о Полку Игоревом" в переводе на современный язык. Во всяком случае, проходили.


Дискуссия потихоньку сошла на нет, но чтобы просто подтвердить репутацию, дам и ссылку: http://mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/1485/
Вот для начальной школы:

"По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХИХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени."

То есть для всей национальной литературы места нашлось меньше, чем для русского( как я понимаю) фольклора.

А вот и для 7-8 классов:

"РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 час)
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (возможен выбор другой былины).
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей."

Русский фольклор изучают и в других классах.
koan
Уже с Приветом
Posts: 7311
Joined: 22 Apr 2005 15:17
Location: RU-US

Post by koan »

Я попытался посчитать, как много внимания уделяется литературе народов России в школе.

Итак, в начальной школе - 10%. Неплохо ( хотя не русских в России - 15%, а с нелегалами наверное и все 20%, но все-же что-то есть)

5-6 класс - 0 часов. При этом место нашлось для таких титанов как Казаков, Рубцов, Платонов и Паустовский.

7-8 класс - 1 час из 114 ( если Калевалу считать, то 2), при этом есть место для Поучения Владимира Мономаха, Гаршина и Заболоцкого.

9 класс - 1 час из 91. Место нашлось для Батюшкова, Ахматовой и Шолохова.

И так далее...

Так что остаюсь при своем мнении о том, что программа стандартных российских школ никак не отражает многонациональности российского государства. И неудивительно, что русские выпускники полностью отождествляют российскую культуру с русской, а представители других народов пройдя через школы ощущают себя россиянами второго сорта.
User avatar
machineHead
Уже с Приветом
Posts: 6076
Joined: 13 Aug 2001 09:01
Location: Piter->Florida->Atlanta->London

Post by machineHead »

Privet wrote:
Правдивая история нейтральна и скучна. Никакой героики. На флаг революции не повесишь. Она никого не раздражает. Серая, невзрачная. Кому она нужна?


Никогда не встречался с нейтральной историей. :pain1:
Практически везде она политизирована и отражает взгляды и пристрасия ее писавших.

Если Вы знаете другие примеры, пожалуйста, подкиньте ссылку.
- раскинув мозгами, подумал Штирлиц...
User avatar
Capricorn
Уже с Приветом
Posts: 16722
Joined: 19 Oct 2002 23:09
Location: мАсква-USA...->NJ

Post by Capricorn »

machineHead wrote:
Privet wrote:
Правдивая история нейтральна и скучна. Никакой героики. На флаг революции не повесишь. Она никого не раздражает. Серая, невзрачная. Кому она нужна?


Никогда не встречался с нейтральной историей. :pain1:
Практически везде она политизирована и отражает взгляды и пристрасия ее писавших. ...
Ето точно.
Кусака
Уже с Приветом
Posts: 6096
Joined: 19 Oct 2005 03:35

Post by Кусака »

koan wrote:Так что остаюсь при своем мнении о том, что программа стандартных российских школ никак не отражает многонациональности российского государства. И неудивительно, что русские выпускники полностью отождествляют российскую культуру с русской, а представители других народов пройдя через школы ощущают себя россиянами второго сорта.

Скажите, а какие произведения, гм, скажем калмыцкой литературы вы бы предложили для изучения? А чеченской? (хинт: до 1930-х годов у чеченцев не было письменности)?
:food:
User avatar
Capricorn
Уже с Приветом
Posts: 16722
Joined: 19 Oct 2002 23:09
Location: мАсква-USA...->NJ

Post by Capricorn »

koan wrote:Я попытался посчитать, как много внимания уделяется литературе народов России в школе. ...

А кого из "литературы народов России" вы считаете надо изучать? Из национальных литераторов (т.е. те кто не писал только на русском) приходит в голову только Расул Гамзатов и Мустаи Карим ( ? он кажется детскии писатель-башкир). Некоторые "национальные" литературныe кадры поддерживались искуственно как "пример" национальнои политики Партии..
User avatar
CEBA
Уже с Приветом
Posts: 2866
Joined: 19 Oct 2004 07:46
Location: Москва->NY->Singapore

Post by CEBA »

Capricorn wrote:А кого из "литературы народов России" вы считаете надо изучать?
Чингиз Айтматов
Если все делать правильно - мы же на счастье просто обречены!
User avatar
Capricorn
Уже с Приветом
Posts: 16722
Joined: 19 Oct 2002 23:09
Location: мАсква-USA...->NJ

Post by Capricorn »

CEBA wrote:
Capricorn wrote:А кого из "литературы народов России" вы считаете надо изучать?
Чингиз Айтматов

Он - киргиз и к "народам России" не имеет отношение. Кстати, мы изучали его есче в советскои школе..
koan
Уже с Приветом
Posts: 7311
Joined: 22 Apr 2005 15:17
Location: RU-US

Post by koan »

Кусака wrote:
koan wrote:Так что остаюсь при своем мнении о том, что программа стандартных российских школ никак не отражает многонациональности российского государства. И неудивительно, что русские выпускники полностью отождествляют российскую культуру с русской, а представители других народов пройдя через школы ощущают себя россиянами второго сорта.

Скажите, а какие произведения, гм, скажем калмыцкой литературы вы бы предложили для изучения? А чеченской? (хинт: до 1930-х годов у чеченцев не было письменности)?
:фоод:


Ну, во первых, я не эксперт по литературе и эпосу народов России. Я, в конце концов, учился по той же программе, что и Вы, вероятно. :P Но если говорить о чеченцах, то мне кажется, что покорение Кавказа было очень хорошо отражено в русской литературе. Вот давайте и дадим одним блоком Лермонтова, Пушкина, казацкие песни-сказы о их действиях против чеченцев и тогдашние чеченские песни и предания. Вот Вам и стереоскопическое видение одного значимого периода в истории России через литературу.

Литература в школе ведь явно направлена на формирование определенных ценностей и социальных ориентаций, а не на формирование некоего высокого литературного вкуса.

Вот Вам кусок из сегодняшней программы литературы в 9 классе:

"А.А. Блок (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

М.А. Шолохов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека».
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А.И. Солженицын (1 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе."

Сразу прослеживается, на что направлена именно такая подборка этих литературных произведений и их рекомендуемая трактовка. У тех же Солженицына, Ахматовой и Есенина есть множество других ( и на мой взгляд ЛУЧШИХ) произведений, но даются-то ( вполне осознано) именно эти.

Я не против воспитания патриотизма и любви к русским корням России. Но и пониманию других народов, их приятию, пресловутому "интернационализму" тоже ведь учить надо, правда?
User avatar
Capricorn
Уже с Приветом
Posts: 16722
Joined: 19 Oct 2002 23:09
Location: мАсква-USA...->NJ

Post by Capricorn »

koan wrote:..А.А. Блок (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. ...

Интересно.. :mrgreen: А как же "Незнакомка"
Last edited by Capricorn on 07 Dec 2005 16:24, edited 1 time in total.
koan
Уже с Приветом
Posts: 7311
Joined: 22 Apr 2005 15:17
Location: RU-US

Post by koan »

Capricorn wrote:
koan wrote:Я попытался посчитать, как много внимания уделяется литературе народов России в школе. ...

А кого из "литературы народов России" вы считаете надо изучать? Из национальных литераторов (т.е. те кто не писал только на русском) приходит в голову только Расул Гамзатов и Мустаи Карим ( ? он кажется детскии писатель-башкир). Некоторые "национальные" литературные кадры поддерживались искуственно как "пример" национальнои политики Партии..


Мне кажется, что если мы не знаем хороших писателей у других народов России, это не значит, что их нет. Например, я бы не смог назвать современных китайских, индийских, или иранских ( помимо политизированного Рушди, конечно) писателей, но это не значит, что их нет. Напротив, я уверен, что они есть, и неплохие притом. То же и с народами России. С эпосом и поэзией у многих народов неплохо. Уверен также, что были и есть вполне приличные писатели у татар, осетин, евреев ( пишущих на еврейскую тематику, конечно). Было бы желание. Или Вы всерьез считаете, что найти чего-либо хотя бы отдаленно сопоставимого по качеству с ныне "программными" Кольцовым, Радищевым и Заболоцким невозможно? :pain1:
User avatar
NEVA
Уже с Приветом
Posts: 5571
Joined: 12 May 2004 22:46

Post by NEVA »

На самом деле, если быть с собой честным, то доминантному народу на самом деле не нужно учить историю/культуру нац. меньшинств. Это меньшинствам нужно понимать и уметь находить общий язык с большинством. Кроме того, я бы предпочла чтобы моих детей в школе учили той литературе которая представляет наибольшую культурную ценность и из которой они могут больше всего почерпнуть, а не распределять время отведенное литературе по национальному признаку. На мой взгляд российская программа не уделяет достаточно внимания классикам мировой литературы, начиная с Шекспира и Байрона и кончая Маркосом и Ясунари Кавабата. Мировой литературе следует отводить как минимум 50% учебного времени. А уж если кому очень хочется, то национальную литературу дети могут сами в свободное время почитать. Особенно если это их литература. Imho.
User avatar
Capricorn
Уже с Приветом
Posts: 16722
Joined: 19 Oct 2002 23:09
Location: мАсква-USA...->NJ

Post by Capricorn »

koan wrote:Мне кажется, что если мы не знаем хороших писателей у других народов России, это не значит, что их нет.

Возможно что и есть, но , мне кажется, более-менее талантливые писатели/поэты либо стaрались писать на русском - большая аудитория, либо становились известными в СССР благодаря таланту, например Расул Газматов. В свое меня "познакомили " с твочеством удмуртских поетов. Знатоки "языка" говoрили что слабоваты, но для уровня автономнои республики соидет.
koan
Уже с Приветом
Posts: 7311
Joined: 22 Apr 2005 15:17
Location: RU-US

Post by koan »

NEVA wrote:На самом деле, если быть с собой честным, то доминантному народу на самом деле не нужно учить историю/культуру нац. меньшинств. Это меньшинствам нужно понимать и уметь находить общий язык с большинством. Кроме того, я бы предпочла чтобы моих детей в школе учили той литературе которая представляет наибольшую культурную ценность и из которой они могут больше всего почерпнуть, а не распределять время отведенное литературе по национальному признаку. На мой взгляд российская программа не уделяет достаточно внимания классикам мировой литературы, начиная с Шекспира и Байрона и кончая Маркосом и Ясунари Кавабата. Мировой литературе следует отводить как минимум 50% учебного времени. А уж если кому очень хочется, то национальную литературу дети могут сами в свободное время почитать. Особенно если это их литература. Имхо.


Опять-двадцать пять! 8) Ну не могут дети понимать классиков мировой литературы! Большинство взрослых их не понимает и не любит в 40 лет - так что, они же в 14 лет могут то, что они не могут в 40? Ну подумайте сами, в школе же не даются ВЕРШИНЫ математики или физики. То же приложимо и к литературе. Не имеет смысла давать Гете или Джеймса Джойса - не поймут-с. :umnik1: Литература должна быть доступна, и ориентированна на формирование определенных ценностей, а то иначе давайте включим в программу Лолиту, "Коллекционера" Фаулза и Москва - Петушки. Произведения-то они классические.
да и сейчас образователи это понимают: неужели Вы думаете, что "Илья Муромец" и Радищев туда попали за свои литературные заслуги? Нет: они формируют ценности школьников ; так вот я выступаю за то, чтобы в число этих ценностей включить реальную, а не декларативную ориентацию на многонациональность России, осознание детьми, что они являются гражданами многонациональной страны.
ntvorg
Новичок
Posts: 36
Joined: 14 Oct 2005 14:25

Post by ntvorg »

Кусака wrote:
koan wrote:Так что остаюсь при своем мнении о том, что программа стандартных российских школ никак не отражает многонациональности российского государства. И неудивительно, что русские выпускники полностью отождествляют российскую культуру с русской, а представители других народов пройдя через школы ощущают себя россиянами второго сорта.

Скажите, а какие произведения, гм, скажем калмыцкой литературы вы бы предложили для изучения? А чеченской? (хинт: до 1930-х годов у чеченцев не было письменности)?
:food:


неужто чеченцы начали становиться мусульманами только с 1930-x?
хинт: раньше коран не переводили, это значит они его читали на арабском и писали соотв. на нем же.

PS
все убегаю. в темах-разводах не участвую :))
koan
Уже с Приветом
Posts: 7311
Joined: 22 Apr 2005 15:17
Location: RU-US

Post by koan »

NEVA wrote:На самом деле, если быть с собой честным, то доминантному народу на самом деле не нужно учить историю/культуру нац. меньшинств. Это меньшинствам нужно понимать и уметь находить общий язык с большинством. ... Имхо.


А если они не захотят находить такой общий язык, то их отпустят на волю, да? :roll: Вот, скажем, якуты скажут: "Мы старались- старались, но не шмогли... Можно нам самим-по себе жить?"А правительство России в ответ: "Ну конечно, раз уж так получилось, о чем разговор...Куда посла-то нашего теперь посылать?"

Return to “Политика”