Melkor wrote:Не нужно. Это нужно для того, чтобы знать, какой конкретно будет результат, а для обессмысливания (sic) процесса выбора достаточно знать, что он предопределен и наш выбор на него "повлиять" не может.
Вы легко (и неправомерно) переносите свойства малых детерминированных систем на всю Вселенную. "Процесс выбора предопределен", "наш выбор не может повлиять на результат" - все эти выводы требуют наличия стороннего наблюдателя, для которого только они и могли бы быть справедливыми. Но если мы допустим наличие "стороннего наблюдателя" для Вселенной, то первая идея, от которой придется отказаться, это идея единственности реализации Вселенной. Для этого "стороннего наблюдателя" наша Вселенная сосуществует со множеством других реализаций детерминированной системы марки "Вселенная", каждая со своим пространством, временем, историей, нашими выборами и их результатами. Разными. Для нас не существует предопределенности нашего выбора в силу принципиальной невозможности узнать, в какой реализации мы находимся. Предопределенности не существует и для этого "стороннего наблюдателя" в силу множественности результатов. Для каждой конкретной реализации для него существует полная определенность (
предопределенность подразумевает время, а оно - внутреннее свойство реализации, не "стороннего наблюдателя") Это как с книгой, в которую можно заглянуть с любой страницы и заново пережить с главным героем его главный выбор. Вот только книг много, и в одной книге он женится на Лене, а в другой - на Наташе. Какая же тут предопределенность!
Я не пытаюсь нарисовать метакосмологическую картину, "как я ее вижу". Я всего лишь описываю некоторую модель, которая снимает с детерминизма печать фатализма.
Вот видите, происходит именно то, о чем я говорил – вы исключаете посылку детерминизма из своей картины мира. Но разве не практика – критерий истины?
Я действительно считаю идею о том, что вопросы сознания, свободы воли не зависят от реализации физического мира (стохастической vs детерминированной), более значимой, чем собственно вопрос, каков мир на самом деле. Думаю, этому вопросу суждено оставаться философским, покуда будет существовать философия. Но я не вижу, каким образом я исключаю посылку детерминизма из нашей дискуссии.
У животных нет (наверное). У "Маугли" есть, но неизвестно, насколько часто он им пользуется. Язык для этого, строго говоря, не требуется.
Кроме отсутствия языка у "маугли" недостает контакта с социумом - хранителем навыков, паттернов поведения, умений, идей и т.д. Без этого багажа цивилизации, накопленного за тысячелетия, "маугли" неотличим от животного, и, стало быть, не обладает ни самосознанием, ни свободой воли (ни даже волей - тоже продуктом цивилизации).