http://www.apn.ru/publications/article11275.htm
Если так наз. «современный русский либерализм» прост, прозрачен и откровенен в свей эгоистичности и корыстолюбии, то современный русский национализм лишь более замаскирован своим формальным оппонированием рыночникам, своим притворным патриотизмом, на деле будучи един с рыночниками как в своем эгоизме, так и в своей изначальной рыночности — поскольку, если уж вспоминать генезис идеологии национализма — она изначально была продутом развития рыночных отношений, только в своем нынешнем старческом виде этнонационализма утратив те энергетические характеристики, которые были характерны этому движению в его ранних формах.
Первый, «классический», национализм провозглашал: «Мы объединим нашу страну и будем в ней хозяевами».
Второй, «нацистский»: — «Мы объединим мир и будем в нем господами».
Третий, «этнический», сказал: «Мы развалим нашу страну и сами будем жить «без чужих» в том осколке, который от нее останется».
Если первый, «классический», национализм — действительно объединял нацию и, как правило, не чертил при этом объединении «этнических границ», второй возвышал нацию, утверждая этнический барьер между господами и рабами в новом, более крупном государстве, третий — раскалывал страну по этническому принципу, одновременно деля и раскалывая то объединение, которое, согласно первым националистам, и называлась нацией.
Россия, кажется, становится первой страной, где третья форма национализма может проявиться во всем своем абсурдном и регрессивном облике.
Почему на рубеже 1980–90-х годов советской элите пришлась так по душе идея рынка? Потому что в своем осуществлении власти, советские люди, с одной стороны так устали напрягаться, а с другой — так не могли помыслить, что власть не будет им принадлежать, что им просто органично необходима была идея такого устройства, при котором, как им казалось, можно не работать с девяти утра до трех ночи, но иметь все блага, прилагаемые к власти
И идея рынка показалась им очень симпатичной. По их пониманию, при рынке должно было все работать само по себе, производством заниматься не надо, инфаркты за невыполнение плана получать тоже не надо, но власть, то есть право пользоваться всеми привилегиями, встречаться с представителями мировой элиты, выступать с речами — иметь можно. И еще можно все привилегии из атрибута должности, исчезающей с ее утратой, — превратить в неотъемлемую частную собственность.
Этносепаратисты, как ни странно, исходят из того же. Они апеллируют к тому, что «русский народ устал нести имперское бремя», понимая под русским народом самих себя любимых. Потому, что если кто-то не устал — он признается минимум «не вполне русским». Отсюда — блестящий тезис: «Империя нужна полукровкам».
И в нем они, невольно и отчасти — правы. Империи, поскольку они являются формой надэтнического объединения, держит не только некий гиперэтнос. Империю держат ассимилированные в имперскую элиту представители малых народов. Это полностью подтверждается как историей великих империй древности, включая имперский Рим, начиная со второго века нашей эры, так и частично — историей СССР. Грузин Сталин и выходцы с Украины Хрущев и Брежнев — при всех их недостатках никогда не могли бы допустить дезинтеграцию Союза, а для русских Горбачева и Ельцина — это оказалось в порядке вещей.
Они хотят просто жить. Ни за что не отвечая. Ни к чему не стремясь. Отгородившись от этнически неблагонадежных соседей.
Они ведь — устали.
Они не предлагают строить новый мир: строить, это же значит работать. А это значит — напрягаться. А они устали.
Они не предлагают вернуть России утраченные ею территории. Ведь это — значит, держать империю. Значит — напрягаться. А они — устали.
Они не предлагают поднимать экономику России. Ведь это значит — работать от зари до зари. Значит — напрягаться. А они — устали.
Куда легче кричать: «Слава России». Куда легче звать выгнать инородцев. Вот выгоним — и заживем. Потому что «русские». Погром — он ведь веселее забастовки.
Они не хотят создавать общество равных. Там же придется трудиться наравне со всеми. Они хотят не так. Они не хотят получить что-то на том основании, что будут напрягаться: работать или держать империю. Они хотят получить все блага, на том основании, что провозгласили себя русскими.
Они надеются, что когда выделят себе участок страны, где не будет этнически неблагонадежных — то заживут припеваючи. Отдав страну. Отдав историю. Их мечта — не Россия. Их мечта — Швейцария или Люксембург.
Но поскольку очевидно, что только на том основании, что они по недоразумению присвоили себе имя «русские» жить лучше они не станут, то они опять будут недовольны. И опять придут к выводу, что в их ряды затесались «не те этносы».
А поскольку явно «не тех» не останется, они начнут выискивать их среди тех, кто остался. Сначала — среди субэтносов. «Не русскими» теперь окажутся казаки и поморы. Затем — сибиряки и уральцы. Затем волжане и курчане. Орловцы и кубанцы (слишком чернявые). И так далее.