http://news.bbc.co.uk/hi/russian/talkin ... 307565.stm
О быстрой езде и страстных паровозах
С детства помню жалостливую песню про сироту Мишу, влюбленного в паровозы:
Ты лети, лети, моя машина.
Ой, как много крутится колес!
И какая чудная картина,
Когда по рельсам мчится паровоз.
Миша живет в стране где осуществима любая мечта, он упорно движется к цели и последний куплет звучит примерно так:
Ой, долго-долго Мишу не видали,
Но однажды встретиться пришлось,
Он теперь ведет "Иосиф Сталин" -
Самый быстрый в мире паровоз.
Историческая справка (из Википедии): в 1932 году под эгидой ОГПУ, на основе американской серии ТБ были разработаны паровозы - грузовой серии ФД ("Феликс Дзержинский") и его пассажирская модификация формулы 1-4-2 серии ИС ("Иосиф Сталин"). ИС мог тащить поезда весом до 1000 т, его конструктивная скорость составляла до 115 км/ч.
Сочинители жалостливой песни не могли, конечно, знать о том, что рекорд паровозной скорости был установлен 3 июля 1938 года английским паровозом "Маллард", когда засекли скорость в 125.8 мили или 202.5 км в час.
Мне иногда кажется, что паровоз изобрел какой-то секс маньяк. Вы при случае приглядитесь - одно движение поршня чего стоит. Разогретый и разогнанный паровоз выглядит страстно - из гудка вылетает хриплый звук, что на паровозном языке значит - я на полном ходу, об остановке не может быть и речи! А когда, наконец, он прибывает на станцию и останавливается, то продолжает тяжело дышать, но только реже, и по бокам его струится конденсат.
У дизеля такой чувственности нет, зато кочегары там не нужны и ездит он побыстрее. Рекорд для дизеля был поставлен 1 ноября 1987 года когда машина класса 43 зарегистрировала скорость в 147.8 мили или 237.9 км в час.
Дизель тоже штука нечистая. Пьет солярку, выделяет гадость. Иное дело - электровоз, кроме искр - никаких загрязнений. И ездит еще быстрей. Французы в этом деле изрядно преуспели, их знаменитый ТэЖэВэ, когда ему вчера поддали в сеть дополнительные киловатты, поставил рекорд в 357.18 мили или 574.8 км в час.
Представляете? Под 600 верст в час мчится эта штука по рельсам чугунным. Но абсолютный рекорд скорости на сегодня удерживает японский Джей Ар Маглев, который уже и колесами не пользуется, а скользит на магнитной подушке. Говорят на ходу там чай в стакане не шелохнется, а ходит он быстро - рекорд скорости 580.9 км в час.
Про японскую технику говорить не будем, она для нас в области мечты, а вот Франция рядом и на их поезде можно прокатиться. Можно помечтать - что было бы, если поезда ТэЖэВэ ходили из Парижа в разные другие города и страны? До Лондона можно было бы доехать всего за 36 минут, до Мадрида - за 1 час 48 мин, до Москвы - за 4 часа и 18 минут, то есть никакого самолета не надо, тем более что прибываешь прямо в центр города, а до Сиднея в Австралии – за 29 часов 30 минут, это примерно как раньше ездили из Питера в Киев.
Но с Австралией, я конечно, хватил через край. Путь туда неблизкий, почти 20 тысяч верст, да еще через моря-океаны, а там железнодорожную насыпь враз не построишь.