http://izvestia.ru/politclub/article3105105/Но первым в этот раз слово было предоставлено человеку военному,
в недавнем прошлом начальнику главного штаба Ракетных войск стратегического назначения.Виктор Есин
первый вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка
"Ожидать шага навстречу не приходится"
Дело в том, что Габалинская РЛС относится к так называемым станциям системы предупреждения о ракетном нападении. То есть она может только обнаруживать пуски ракет или летящие боевые блоки. Но вот навести на них противоракеты не способна. Это было условием советско-американского договора по ПРО от 1972 года, в котором были наложены определенные ограничения по функциональности подобных объектов. Так что, для того чтобы уничтожать атакующие ракеты, нужна станция с другими характеристиками. Президент, делая предложение о совместной с США эксплуатации Габалинской РЛС, имел в виду, что с ее помощью можно контролировать ракетную деятельность Ирана, если действительно возникнет опасность появления у него ракет, способных достичь Европы или Америки. Это станет возможным не раньше, чем через 3—5 лет, так что у нас есть время, чтобы построить на Кавказе еще одну РЛС как раз с задачей наведения противоракет. Но, как я понял, госсекретарь США Кондолиза Райс говорит, что у них нет возможности ждать и надо действовать на упреждение, то есть разворачивать в Польше и Чехии радар и позиции противоракет.
Думаю, мы могли бы согласиться с этим, если бы американцы не только декларировали, что эти объекты не направлены против нас, но и взяли бы на себя юридические обязательства. Например, подписали с нами договор, ограничивающий дальнейшие наращивания возможностей этих объектов. Гарантировали, что в перспективе там не окажется 100 ракет или на них не будут размещены ядерные боеголовки. Но ожидать такого шага навстречу не приходится. Во-первых, если документ появится, то США обязательно пропишут в нем механизм выхода из соглашения. Так же, как это было сделано в договоре по ПРО 1972 года. И выйдут из него тогда, когда посчитают, что соглашение перестает отвечать их национальным интересам. Во-вторых, подписание подобного документа не укладывается в их концепцию национальной обороны, предусматривающую создание наземного, морского, воздушного и ударно-космического эшелонов НПРО, способных противостоять любому нападению.
Они знают, что только Россия способна нанести многовекторный удар. Да, тяжелые ракеты из Сибири летят через Северный полюс, и базы НПРО в Европе им не страшны. Но те, что стоят у нас в Европейской части страны, как раз пролетают через Северную Европу и Северную Атлантику. Так что с этой точки зрения объекты ПРО в Польше и Чехии — прямая угроза для нас, тем более когда нет уверенности в том, что их потенциал не будет наращиваться со временем.