Капсула с крыльями

И прочий транспорт будущего
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Капсула с крыльями

Post by tau797 »

Космический гибрид
Концепция гибридного аппарата приобретала все более реальные очертания.
Суть его состояла в том, чтобы сложить крылья и защитить их при спуске с орбиты лобовым теплозащитным экраном...
Первая действующая система «Спейс шаттл» была слишком сложной по конструкции и в эксплуатации, а также невероятно дорогой. Американцы взяли за прототип транспортную авиацию, чтобы совместить функции пилотируемого и грузового кораблей. Это – принципиальная ошибка.
Ведь у космического полета своя специфика. К тому же из-за больших габаритов выводимых в космос полезных грузов крылатый корабль (орбитер) превратился в очень громоздкую конструкцию, требующую уникальной теплозащиты. В результате он оказался слишком уязвимым как при выведении, так и при спуске с орбиты...
– Почему бы американцам не заняться проектом более совершенного корабля?
– Они давно об этом задумываются, но проект их нового корабля, который должен сменить шаттлы после прекращения их эксплуатации (не позднее 2010 года), выглядит как шаг назад: американцы возвращаются от цивилизованной посадки на крыльях к «аполлоновской» капсульной концепции и приземлению на парашюте. А у нового российского корабля «Клипер» корпус крылатый.
Парадокс! Но в 2004 году мы в нашем консорциуме продвинулись намного дальше и разработали проект принципиально нового корабля, который довели до этапа технических предложений. В основе его – та самая гибридная концепция. Суть ее в следующем.
Гибридный корабль объединяет в себе положительные качества обоих типов. От капсульного он взял компактную стартовую конфигурацию, хорошую совместимость с системой аварийного спасения, эффективную теплозащиту при спуске, неизменное направление перегрузок, действующих на космонавтов при взлете и спуске. А от крылатого – возможность дополнительного маневрирования и приземления на взлетно-посадочную полосу.
Корабль, рассчитанный на экипаж из пяти человек, состоит из двух модулей: спускаемого аппарата (кабина экипажа, стыковочный, хвостовой и носовой отсеки) и служебного модуля на основе приборно-агрегатного отсека корабля «Союз». Для вывода его на орбиту используется недорогая и надежная ракета-носитель «Союз». Корабль устанавливается на носителе без головного обтекателя. Большую часть полета – от старта до заключительной фазы приземления – крылья возвращаемой части корабля находятся в сложенном состоянии и закрыты теплозащитным лобовым экраном. При спуске с орбиты во время торможения в атмосфере гибридный корабль, как и капсула, летит лобовым экраном вперед. В определенный момент, уже при переходе к дозвуковому режиму, экран отстреливается, крылья разворачиваются, и корабль приземляется на ВПП, как самолет.
Упомяну еще об одном нововведении, которое расширяет возможности корабля при маневрировании и заходе на посадку. Это небольшой воздушно-реактивный двигатель в хвостовом отсеке, который превращает возвращаемую часть корабля в моторизованный планер. Благодаря ему корабль, в отличие от шаттла, может заходить на посадку многократно...
– Кроме того, в отличие от шаттла (или корабля с несущим корпусом) теплоизоляцию гибридного корабля составляют не плитки, а жаропрочные сплавы многоразового использования. Только лобовой экран имеет однократное покрытие.
– Когда гибридный корабль будет готов к практическому использованию?
– Пока наш проект на стадии технических предложений. Но при максимальном использовании задела по кораблю «Союз» (системы энергопитания, терморегулирования, управления и жизнеобеспечения) время и затраты на разработку проекта и создание нового аппарата можно значительно сократить. Тем более что мы собираемся выводить корабль на существующей ракете-носителе для пилотируемых полетов.
Как любой масштабный проект, этот должен пройти ряд этапов. Если разработку эскизного проекта и подготовку техдокументации мы сможем закончить в 2007 году, первые опытные образцы корабля появятся в 2008 году. 2009 год – начало отработки, 2010 год – летные испытания, 2011 год – эксплуатация
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
Yvsobol
Уже с Приветом
Posts: 81378
Joined: 09 Mar 2003 07:07

Post by Yvsobol »

Тау,
У Вас сегодня продуктивный день! Я не успеваю читать ссылки.
:beer:
FomaKinyaev
Уже с Приветом
Posts: 2215
Joined: 02 Aug 2006 12:26

Re: Капсула с крыльями

Post by FomaKinyaev »

tau797 wrote:Космический гибрид
Если разработку эскизного проекта и подготовку техдокументации мы сможем закончить в 2007 году, первые опытные образцы корабля появятся в 2008 году. 2009 год – начало отработки, 2010 год – летные испытания, 2011 год – эксплуатация


Аффтары явно что-то нанотехнологическое курили!

:funny: :funny: :funny:
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Re: Капсула с крыльями

Post by KP580BE51 »

FomaKinyaev wrote:Аффтары явно что-то нанотехнологическое курили!

А я не могу понять, чем плох Апполоновский вариант. :pain1:
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Капсула с крыльями

Post by tau797 »

KP580BE51 wrote:
FomaKinyaev wrote:Аффтары явно что-то нанотехнологическое курили!

А я не могу понять, чем плох Апполоновский вариант. :pain1:

Ну там же написано.

Крылатый вариант позволяет маневрировать при посадке и даже - заходить несколько раз.

Да и перегрузки меньше.
Last edited by tau797 on 08 Aug 2007 10:58, edited 1 time in total.
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Re: Капсула с крыльями

Post by KP580BE51 »

tau797 wrote:Крылатый вариант позволяет маневрировать при посадке и даже - заходить несколько раз.

Зачем?
FomaKinyaev
Уже с Приветом
Posts: 2215
Joined: 02 Aug 2006 12:26

Re: Капсула с крыльями

Post by FomaKinyaev »

tau797 wrote:Да и перегрузки меньше.


На парашюте вообще без перегрузок
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Капсула с крыльями

Post by tau797 »

FomaKinyaev wrote:
tau797 wrote:Да и перегрузки меньше.

На парашюте вообще без перегрузок

ЧАВО? 8O
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Re: Капсула с крыльями

Post by KP580BE51 »

tau797 wrote:ЧАВО? 8O

Какая разница? Перегрузки при вхождении в атмосферу, будут такими же. А непосредственно при приземлении/приводнении, вполне допустимы, даже если не сработают пороховая тормозная установка. (не помню у кого читал)
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Капсула с крыльями

Post by tau797 »

KP580BE51 wrote:
tau797 wrote:ЧАВО? 8O

Какая разница? Перегрузки при вхождении в атмосферу, будут такими же

Рекомендуется ознакомление с матчастью. Сравнить перегрузки при посадке "Шаттла" и "Союза". Или, еще лучше - "Восхода".
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Re: Капсула с крыльями

Post by KP580BE51 »

tau797 wrote:Рекомендуется ознакомление с матчастью. Сравнить перегрузки при посадке "Шаттла" и "Союза". Или, еще лучше - "Восхода".

Я думаю что это исключительно от траектории зависит. Вообще, если перегрузки удовлетворительные, а возможных проблем (из за необходимости взлетно-посадочной полосы) гораздо меньше.
FomaKinyaev
Уже с Приветом
Posts: 2215
Joined: 02 Aug 2006 12:26

Re: Капсула с крыльями

Post by FomaKinyaev »

tau797 wrote:
KP580BE51 wrote:
tau797 wrote:ЧАВО? 8O

Какая разница? Перегрузки при вхождении в атмосферу, будут такими же

Рекомендуется ознакомление с матчастью. Сравнить перегрузки при посадке "Шаттла" и "Союза". Или, еще лучше - "Восхода".


Причем здесь Шаттл. Обсуждаемый аппарат будет падать аки камень большую часть траектории и только на последнем участке вместо парашюта распустит крылышки.
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: Капсула с крыльями

Post by tau797 »

KP580BE51 wrote:Я думаю что это исключительно от траектории зависит

А траектория от чего зависит?
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Re: Капсула с крыльями

Post by KP580BE51 »

tau797 wrote:
KP580BE51 wrote:Я думаю что это исключительно от траектории зависит

А траектория от чего зависит?

От угла входа в атмосферу?

И вообще, если Аполло возвращались без проблем, со второй космической скоростью, то какие проблемы с первой?
Alex555
Уже с Приветом
Posts: 2342
Joined: 03 Aug 2005 19:33

Post by Alex555 »

Крылья позволяют сделать важнейшую вещь - сесть без ударных перегрузок на твердую поверхность. Это означает многоразовость.
Идея Сыромятникова очень здравая, но древняя как сами космические полеты. Еще Джемини хотели на парасейле садить.
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

Alex555 wrote:Крылья позволяют сделать важнейшую вещь - сесть без ударных перегрузок на твердую поверхность. Это означает многоразовость.

Нафига она? Между прочим, читал что был случай, когда какой-т о из спускаемых аппаратов (который был в космосе), в свое время забрали из музея и стали на нем что-то проверять. Во время "космической конки".
User avatar
Brazen
Уже с Приветом
Posts: 7412
Joined: 03 Apr 2004 09:35
Location: 1st Rock From The Moon

Post by Brazen »

Упомяну еще об одном нововведении, которое расширяет возможности корабля при маневрировании и заходе на посадку. Это небольшой воздушно-реактивный двигатель в хвостовом отсеке, который превращает возвращаемую часть корабля в моторизованный планер. Благодаря ему корабль, в отличие от шаттла, может заходить на посадку многократно...

Такие движки (от ИЛ-62, если не ошибаюсь) были еще на БТ-002, прототипе Бурана. И на Буране они изначально тоже планировались. Нововведение, поди же ты.

Если корабль маленький, как Клипер, то многоразовость ему нафиг не нужна. Ладно еще Шаттл, снимает с орбиты 25 тонн, ему падать как-то не пристало, да и парашют под разную массу, наверное, сконструировать тяжеловато. Клипером возвращать нечего, а звездонавты могут и плюхнуться, они для этого [... модерировано ...] то есть это, тренируются.
User avatar
KP580BE51
Уже с Приветом
Posts: 15007
Joined: 14 Jun 2005 11:50
Location: Ukraine

Post by KP580BE51 »

Brazen wrote:Такие движки (от ИЛ-62, если не ошибаюсь) были еще на БТ-002, прототипе Бурана. И на Буране они изначально тоже планировались.

Только для отработки пилотирования. АФАИК.

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”