Концепция гибридного аппарата приобретала все более реальные очертания.
Суть его состояла в том, чтобы сложить крылья и защитить их при спуске с орбиты лобовым теплозащитным экраном...
Первая действующая система «Спейс шаттл» была слишком сложной по конструкции и в эксплуатации, а также невероятно дорогой. Американцы взяли за прототип транспортную авиацию, чтобы совместить функции пилотируемого и грузового кораблей. Это – принципиальная ошибка.
Ведь у космического полета своя специфика. К тому же из-за больших габаритов выводимых в космос полезных грузов крылатый корабль (орбитер) превратился в очень громоздкую конструкцию, требующую уникальной теплозащиты. В результате он оказался слишком уязвимым как при выведении, так и при спуске с орбиты...
– Почему бы американцам не заняться проектом более совершенного корабля?
– Они давно об этом задумываются, но проект их нового корабля, который должен сменить шаттлы после прекращения их эксплуатации (не позднее 2010 года), выглядит как шаг назад: американцы возвращаются от цивилизованной посадки на крыльях к «аполлоновской» капсульной концепции и приземлению на парашюте. А у нового российского корабля «Клипер» корпус крылатый.
Парадокс! Но в 2004 году мы в нашем консорциуме продвинулись намного дальше и разработали проект принципиально нового корабля, который довели до этапа технических предложений. В основе его – та самая гибридная концепция. Суть ее в следующем.
Гибридный корабль объединяет в себе положительные качества обоих типов. От капсульного он взял компактную стартовую конфигурацию, хорошую совместимость с системой аварийного спасения, эффективную теплозащиту при спуске, неизменное направление перегрузок, действующих на космонавтов при взлете и спуске. А от крылатого – возможность дополнительного маневрирования и приземления на взлетно-посадочную полосу.
Корабль, рассчитанный на экипаж из пяти человек, состоит из двух модулей: спускаемого аппарата (кабина экипажа, стыковочный, хвостовой и носовой отсеки) и служебного модуля на основе приборно-агрегатного отсека корабля «Союз». Для вывода его на орбиту используется недорогая и надежная ракета-носитель «Союз». Корабль устанавливается на носителе без головного обтекателя. Большую часть полета – от старта до заключительной фазы приземления – крылья возвращаемой части корабля находятся в сложенном состоянии и закрыты теплозащитным лобовым экраном. При спуске с орбиты во время торможения в атмосфере гибридный корабль, как и капсула, летит лобовым экраном вперед. В определенный момент, уже при переходе к дозвуковому режиму, экран отстреливается, крылья разворачиваются, и корабль приземляется на ВПП, как самолет.
Упомяну еще об одном нововведении, которое расширяет возможности корабля при маневрировании и заходе на посадку. Это небольшой воздушно-реактивный двигатель в хвостовом отсеке, который превращает возвращаемую часть корабля в моторизованный планер. Благодаря ему корабль, в отличие от шаттла, может заходить на посадку многократно...
– Кроме того, в отличие от шаттла (или корабля с несущим корпусом) теплоизоляцию гибридного корабля составляют не плитки, а жаропрочные сплавы многоразового использования. Только лобовой экран имеет однократное покрытие.
– Когда гибридный корабль будет готов к практическому использованию?
– Пока наш проект на стадии технических предложений. Но при максимальном использовании задела по кораблю «Союз» (системы энергопитания, терморегулирования, управления и жизнеобеспечения) время и затраты на разработку проекта и создание нового аппарата можно значительно сократить. Тем более что мы собираемся выводить корабль на существующей ракете-носителе для пилотируемых полетов.
Как любой масштабный проект, этот должен пройти ряд этапов. Если разработку эскизного проекта и подготовку техдокументации мы сможем закончить в 2007 году, первые опытные образцы корабля появятся в 2008 году. 2009 год – начало отработки, 2010 год – летные испытания, 2011 год – эксплуатация
Капсула с крыльями
-
- Уже с Приветом
- Posts: 14798
- Joined: 27 Aug 2001 09:01
- Location: Russia->USA->Russia
Капсула с крыльями
Космический гибрид
Любите людей.
King Regards,
Andrey
King Regards,
Andrey
-
- Уже с Приветом
- Posts: 81378
- Joined: 09 Mar 2003 07:07
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2215
- Joined: 02 Aug 2006 12:26
Re: Капсула с крыльями
tau797 wrote:Космический гибридЕсли разработку эскизного проекта и подготовку техдокументации мы сможем закончить в 2007 году, первые опытные образцы корабля появятся в 2008 году. 2009 год – начало отработки, 2010 год – летные испытания, 2011 год – эксплуатация
Аффтары явно что-то нанотехнологическое курили!
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
Re: Капсула с крыльями
FomaKinyaev wrote:Аффтары явно что-то нанотехнологическое курили!
А я не могу понять, чем плох Апполоновский вариант.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 14798
- Joined: 27 Aug 2001 09:01
- Location: Russia->USA->Russia
Re: Капсула с крыльями
KP580BE51 wrote:FomaKinyaev wrote:Аффтары явно что-то нанотехнологическое курили!
А я не могу понять, чем плох Апполоновский вариант.
Ну там же написано.
Крылатый вариант позволяет маневрировать при посадке и даже - заходить несколько раз.
Да и перегрузки меньше.
Last edited by tau797 on 08 Aug 2007 10:58, edited 1 time in total.
Любите людей.
King Regards,
Andrey
King Regards,
Andrey
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
Re: Капсула с крыльями
tau797 wrote:Крылатый вариант позволяет маневрировать при посадке и даже - заходить несколько раз.
Зачем?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2215
- Joined: 02 Aug 2006 12:26
Re: Капсула с крыльями
tau797 wrote:Да и перегрузки меньше.
На парашюте вообще без перегрузок
-
- Уже с Приветом
- Posts: 14798
- Joined: 27 Aug 2001 09:01
- Location: Russia->USA->Russia
Re: Капсула с крыльями
FomaKinyaev wrote:tau797 wrote:Да и перегрузки меньше.
На парашюте вообще без перегрузок
ЧАВО?
Любите людей.
King Regards,
Andrey
King Regards,
Andrey
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
Re: Капсула с крыльями
tau797 wrote:ЧАВО?
Какая разница? Перегрузки при вхождении в атмосферу, будут такими же. А непосредственно при приземлении/приводнении, вполне допустимы, даже если не сработают пороховая тормозная установка. (не помню у кого читал)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 14798
- Joined: 27 Aug 2001 09:01
- Location: Russia->USA->Russia
Re: Капсула с крыльями
KP580BE51 wrote:tau797 wrote:ЧАВО?
Какая разница? Перегрузки при вхождении в атмосферу, будут такими же
Рекомендуется ознакомление с матчастью. Сравнить перегрузки при посадке "Шаттла" и "Союза". Или, еще лучше - "Восхода".
Любите людей.
King Regards,
Andrey
King Regards,
Andrey
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
Re: Капсула с крыльями
tau797 wrote:Рекомендуется ознакомление с матчастью. Сравнить перегрузки при посадке "Шаттла" и "Союза". Или, еще лучше - "Восхода".
Я думаю что это исключительно от траектории зависит. Вообще, если перегрузки удовлетворительные, а возможных проблем (из за необходимости взлетно-посадочной полосы) гораздо меньше.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2215
- Joined: 02 Aug 2006 12:26
Re: Капсула с крыльями
tau797 wrote:KP580BE51 wrote:tau797 wrote:ЧАВО?
Какая разница? Перегрузки при вхождении в атмосферу, будут такими же
Рекомендуется ознакомление с матчастью. Сравнить перегрузки при посадке "Шаттла" и "Союза". Или, еще лучше - "Восхода".
Причем здесь Шаттл. Обсуждаемый аппарат будет падать аки камень большую часть траектории и только на последнем участке вместо парашюта распустит крылышки.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 14798
- Joined: 27 Aug 2001 09:01
- Location: Russia->USA->Russia
Re: Капсула с крыльями
KP580BE51 wrote:Я думаю что это исключительно от траектории зависит
А траектория от чего зависит?
Любите людей.
King Regards,
Andrey
King Regards,
Andrey
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
Re: Капсула с крыльями
tau797 wrote:KP580BE51 wrote:Я думаю что это исключительно от траектории зависит
А траектория от чего зависит?
От угла входа в атмосферу?
И вообще, если Аполло возвращались без проблем, со второй космической скоростью, то какие проблемы с первой?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2342
- Joined: 03 Aug 2005 19:33
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine
Alex555 wrote:Крылья позволяют сделать важнейшую вещь - сесть без ударных перегрузок на твердую поверхность. Это означает многоразовость.
Нафига она? Между прочим, читал что был случай, когда какой-т о из спускаемых аппаратов (который был в космосе), в свое время забрали из музея и стали на нем что-то проверять. Во время "космической конки".
-
- Уже с Приветом
- Posts: 7412
- Joined: 03 Apr 2004 09:35
- Location: 1st Rock From The Moon
Упомяну еще об одном нововведении, которое расширяет возможности корабля при маневрировании и заходе на посадку. Это небольшой воздушно-реактивный двигатель в хвостовом отсеке, который превращает возвращаемую часть корабля в моторизованный планер. Благодаря ему корабль, в отличие от шаттла, может заходить на посадку многократно...
Такие движки (от ИЛ-62, если не ошибаюсь) были еще на БТ-002, прототипе Бурана. И на Буране они изначально тоже планировались. Нововведение, поди же ты.
Если корабль маленький, как Клипер, то многоразовость ему нафиг не нужна. Ладно еще Шаттл, снимает с орбиты 25 тонн, ему падать как-то не пристало, да и парашют под разную массу, наверное, сконструировать тяжеловато. Клипером возвращать нечего, а звездонавты могут и плюхнуться, они для этого [... модерировано ...] то есть это, тренируются.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 15007
- Joined: 14 Jun 2005 11:50
- Location: Ukraine