Инородцам часто приписываются необычные черты внешности или скрытые дефекты, подчеркивающие их чужеродность. “Чудь” в представлениях
русских “белоглазая”, “одноногая”. Существует поверье, что у инородцев черное нёбо.
В Польше
эта черта приписывается
“побожанам” (малая этническая группа в Мазурах),
русинам.
Мазуры считали, что у
литвинов — черная глотка, а
литвины это же утверждали о
мазурах. Черный цвет сближает инородцев с нечистой силой.
Поляки и белорусы считали, что
мазуры, подобно животным, рождаются слепыми и прозревают через 3 или 9 дней. На этом же поверье основано
западно-украинское прозвище
поляков - “лях - девятьденник”.
В Польше говорят, что
евреи имеют маленькие хвостики, а у
лютеран по 6 пальцев на ногах.
В русских народных легендах о первой мировой войне в зооморфном виде выступает кайзер Вильгельм: у него хвостик и медный рог на голове, он покрыт шерстью и имеет железные копыта.
Традиционным является представление. что у инородцев нет души, а есть только “пар”, “пара”, как у животных. Даже если наличие души у инородцев признается, инородцы (иноверцы) не могут вместе с христианами попасть в рай, ад или чистилище. Для душ
евреев и
некрещеных детей существует особое меcтo - пещера или бездонная темная пропасть. Лишенные души инородцы якобы находятся в родстве с животными (легенда о превращении
еврейки в свинью —
общеславянское; журавли происходят от
цыган —
украинское; в удоде живет душа
еврея —
польское;
ляхи произошли из побитой св. Петром собаки —
украинское).
В христианской традиции язычники ассоциируются с псами (Откровение, 22:15);
у славян слова “пес”, “собака” также означают инородца (иноверца): “собака татарин” (
русское); “жид, лях и собака все вipa однака” (
украинское). Выражения “песья (собачья) вера” (
русское), “пся (собача) вира” (
украинское) и подобные означают “чужую” веру, отклонение от “правильной” (т.е. “своей”) веру или безверие.
Инородцы и нечистая сила тесно связаны в народном сознании. По
украинской легенде,
цыгане произошли от черта и хромой девушки из числа фараоновых людей, преследовавших Моисея и
евреев во время их исхода из Египта (Галиция). Именно родством с чертом объясняется черный цвет волос у
цыган.
Инородцы отдают свои души черту, поклоняются ему:
поляки рассказывают о продавших душу черту
“москалях” (русских), белорусы считают, что у
татар вместо Бога — черт. Достаются черту и души людей, родившихся от смешанных браков, и крещеных
евреев. Иноверцы могут способствовать размножению нечистой силы: когда
еврей моет руки и стряхивает воду, из брызг появляются черти (
украинское). В виде инородца может появляться бес, черт. Облик черта-инородца - это человек в “немецком” или “литовском” платье, во фраке, в высокой шляпе (
русское, украинское, польское). Инородцев считают причастными к колдовству и знахарству.
Белорусы верят, что
полешуки (жители Полесья) и
цыгане — “чаровники”; на Волыни бытует представление о колдунах -
литвинах;
украинцы считают знахарями
“москалей” (русских).
Инородцы опасны для “своих” знахарей: если знахарь окажет помощь инородцу, то он потеряет свою силу (
белорусское).
ну и далее по тексту...