Интересно, что в этой статье связали понижение рейтингов с проведением Астаной политики "ресурсного национализма". Собственно, в этой связи возникает вопрос, насколько независимыми являются эти самые рейтинговые агенства.
Проект освоения гигантского месторождения Кашаган, вокруг которого разгорелся спор между правительством Казахстана и международным консорциумом Agip KCO, ведущим его разработку, может потребовать введения новых поправок в закон о недропользовании. По информации РБК daily, правительство республики рассматривает данный вариант, если дружественные переговоры до 30 ноября не дадут результата.
Кашаган - крупнейшее месторождение нефти, открытое за последние 30 лет. Его освоение ведет международный консорциум Agip KCO в составе Eni (оператор), ExxonMobil, Shell, Total (по 18,33%), ConocoPhillips (9,2%), Inpex и «КазМунайГаза» (КМГ) (по 8,3%). Между зарубежными акционерами и правительством идет обсуждение вопроса об увеличении сметы расходов с 57 до 136 млрд долл. и переносе разработки с 2008 на 2010 год. Правительство недовольно новыми условиями, требуя компенсировать ущерб, нанесенный национальным интересам республики, сделать КМГ сооператором проекта. Оно также не исключило отзыва у итальянской компании статуса оператора.
22 октября участники переговоров по месторождению подписали меморандум о взаимопонимании между полномочным органом (правительство в лице КМГ) и подрядными компаниями (участники консорциума). Как стало известно РБК daily из источников, близких к переговорному процессу, данный меморандум предполагает обсуждение составляющих так называемой «пакетной компенсации», которая будет предоставлена правительству Казахстана за согласие утвердить новые сроки начала кашаганской коммерческой добычи и пересмотреть бюджет освоения месторождения в сторону увеличения.
При этом объем указанной компенсации по требованию казахстанской стороны должен быть адекватен сумме экономического ущерба, нанесенного действиями оператора и участников консорциума национальным интересам Казахстана ввиду несоблюдения взятых на себя обязательств в рамках соглашения о разделе продукции и нарушения отдельных требований законодательства страны (налоговых, таможенных, экологических, трудовых, в области промышленной безопасности и т.п.). Напомним, что ранее различные официальные лица Казахстана называли сумму порядка 40 млрд долл.
По данным РБК daily, меморандум содержит следующие составляющие «компенсационного пакета», который Казахстан надеется получить в случае успешного завершения «дружественных переговоров», срок окончания которых установлен к 30 ноября: увеличение доли КМГ в консорциуме до объема, позволяющего ему либо осуществлять полный контроль за действиями подрядных компаний, либо, как минимум, участвовать в принятии решений наравне с основными акционерами проекта; введение практики выплаты Казахстану новой приоритетной доли продукции из добычи до возмещения расходов (кост-ойл) в том объеме, который позволит в будущем избежать необоснованных отсрочек начала коммерческой добычи и периода освоения прибыльной нефти (профит-ойл) на более поздний срок; пересмотр аплифта и порядка возмещения некоторых расходов оператора проекта для того, чтобы избежать необоснованное уклонение от налогообложения на территории Казахстана некоторыми недобросовестными иностранными подрядчиками, занятыми в проекте, восстановить их положение в этой части наравне с казахстанскими предприятиями и с учетом благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках углеводородного сырья, а также в связи с ростом доходности иностранных компаний – производителей промышленного оборудования для нефтегазовой отрасли.
Предполагается также введение ряда новых бонусов в виде наличных денег, выплачиваемых консорциумом правительству Казахстана при подписании соглашений и в последствии в качестве штрафа за нарушение ранее взятых на себя обязательств; рассмотрение всех возможных вариантов по повышению статуса КМГ в проекте до уровня, который позволит ему обеспечивать соблюдение национальных интересов республики, прежде всего, социально-экономического характера (в т.ч. казахстанское содержание, недискриминационное поведение в отношении и справедливая оплата труда казахстанских рабочих), а также требований законодательства Казахстана (налогового, таможенного, экологического, в области промышленной безопасности и т.д.).
При этом правительство Казахстана, подписав указанный меморандум, предполагает продолжение дружественных переговоров только на принципах компенсации республике потери за отсрочки и перерасходы, большей роли для участия КМГ в проекте, соблюдения экологических стандартов и проч. По словам источника РБК daily, знакомого с позицией казахстанского правительства, в настоящее время, несмотря на сильнейшее политическое давление со стороны лоббистских кругов транснациональных компаний, влияющих на принятие решений в иностранных правительствах и исполнительных органах Евросоюза, у правительства нет намерения использовать более жесткие меры, нежели предусмотренные процедурой СРП для разрешения споров.
Однако, по его словам «если проблема достижения приемлемого консенсуса не будет решена в установленный срок, у правительства не останется иных выходов, как приступить к принятию более жестких мер, вплоть до использования новых поправок в законодательство о недропользовании». Напомним, ранее президент Казахстана подписал закон, предусматривающий внесение изменений в законодательство о недропользовании и разрешающий республике в одностороннем порядке разрывать контракт, если он не отвечает экономическим интересам страны.
Источник РБК daily отмечает, что, несмотря на возражение заинтересованных политических кругов стран Евросоюза на принятие закона, он в полной мере соответствует принципам незыблемости инвестиционных контрактов и позволяет обойти «дедушкину оговорку» о стабильности законодательства в случае нанесения непоправимого ущерба интересам национальной безопасности страны. «Позиция Евросоюза о том, что указанный закон не соответствует принципам Европейской энергетической хартии, не имеет под собой никакого основания, и более того, нагнетание обстановки вокруг этого закона способно нанести более чем существенный вред отношениям между Казахстаном и Евросоюзом по другим энергетически проектам, внеся значительную корректировку в позицию страны по обеспечению международной энергетической стабильности и безопасности», - говорит он.
По его мнению, аналогичное недовольство Астаны может вызвать и дальнейшая «эскалация истерии» вокруг приверженности Казахстана политике так называемого «ресурсного национализма», нашедшая свое последнее отражение в отчетах некоторых международных рейтинговых агентств относительно кредитного рейтинга ряда национальных компаний и банков. «Это не «ресурсный национализм» - это поиск финансовой справедливости. Не стоит сравнивать ситуацию вокруг Кашагана, допустим с «Сахалином-2». Потому что там – это попытка проведения на государственном уровне суверенной энергетической политики, а здесь – мера по восстановлению ранее утраченной ввиду различных объективных причин и разности между Казахстаном и Россией справедливости. Это не «Сахалин-3», это Кашаган-1», - добавил он.
Получить комментарий в Eni в выходные не удалось. Однако ранее представитель компании Филиппо Коталини говорил РБК daily, что все переговоры стороны надеются завершить до конца года. Также ранее источники РБК daily говорили, что КМГ ведет переговоры с несколькими участниками консорциума об увеличении своей доли до контрольной, а оператор в ближайшее время должен представить новую смету расходов, которая будет существенно ниже 136 млрд долл.