Где-то на излете девяностых умер мой знакомый – колоритный и неоднозначный эстонец Арнольд Эдуссаар. Как-то за рюмкой «Старого Таллина» он рассказал моему другу историю своей жизни. И в частности такой эпизод. Когда немцы наступали на Таллин, попал он на пароход с беженцами. Вся палуба была усеяна гражданскими людьми. Плыли в Ленинград. Где-то на траверзе Тойла транспорт начали бомбить немецкие самолеты. Причем один «строчил» из пушки, второй следом бросал авиабомбы. Матери поднимали на руках детишек, чтобы летчики видели, в кого стреляют! …В общем, пароход потопили… Очнулся Арнольд на какой-то палубе. Над ним – детина в тельняге, и говорит на непонятном языке. До того момента русского языка Арнольд не знал абсолютно. Открыл матрос ему рот ложкой и влил горячий компот со спиртом, начал растирать. Так и спас.
Очень многих подобрал тогда тот самый военный корабль Краснознаменного Балтийского флота. Плита же памятная, на которой начертано: «Морякам-балтийцам, защищавшим балтийское море в 1941 году», демонтированная, лежит теперь в Таллиннском «Музее оккупаций»… Лежит рядом с так же демонтированным бюстом советского боевого генерала, эстонца Л.Пярна.
А теперь попробуем разобраться с определением понятия «оккупация» (БСЭ, 1974 г., т.18, стр. 349):
«Международное право считает О. (оккупацию – прим. автора) видом временного пребывания войск одного государства на территории другого в условиях состояния войны между ними. При О. власть оккупированного государства практически прекращается, административное управление территорией осуществляется военным командованием оккупационных войск с соблюдением международного права… Поскольку О. – временное явление, включение оккупированной территории в состав оккупирующего государства запрещается…» и т.д. Для пущей объективности откроем словарь С.И.Ожегова: «Оккупация – насильственное занятие чужой территории военной силой». Всё. А может, еще и Ништадтский договор 1721 года процитировать, согласно которому Россия получила от Швеции (а точнее – ВЕРНУЛА захваченные ранее!) в ВЕЧНОЕ владение соответствующие Прибалтийские города и земли? И вот в 1991 году та же Россия признает независимость Эстонского государства. И что взамен? Музей оккупации и унижение своих соотечественников?
Комментарии нужны? Для тех, кто жил при Советской Эстонии, думаем – не нужны.
А теперь о музее, который был, так сказать, «посещен» автором 4 апреля с.г. Постараюсь быть объективным и не чернить того, что не заслуживает очернения. В самом деле: музей довольно богат, сработан умело, грамотно, экспонатов – море. Информация – на ТРЕХ (NB!) языках: эстонском, английском и русском (попутно вопрос: почему именно в ЭТОМ музее – трехъязычие? В других же культурных местах нынешней Эстонии чаще всего русским даже не пахнет). «Навороченные» (и наверняка дорогущие!) видеоплейеры – штук пять, с программным обеспечением: выбирай любую тему сам, перематывай, прокручивай, смотри на монитор и размышляй. В подвальном помещении – «обломки империи»: некогда демонтированные бронзовые и др. скульптуры Калинина, Кингисеппа, Ленина, и еще ряд деятелей, уже чисто эстонских, из «недавнего прошлого».
Входной билет в музей стоит всего 10 крон! Интересно, на какие ж тогда деньги создан, построен и существует этот небедный музей? Скорее всего, на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, а если быть совсем уж точным – на наши, «оккупантские», уплачиваемые государству в виде налогов..
Об экспозиции отдельно говорить не стоит – богатая экспозиция, ничего не скажешь. Но вот по интерьеру, а также по информационному обеспечению – тут есть моменты, которых не обойти.
В самом деле: чуть левее от центра зала, например, сооружены два стилизованных паровоза. На левом – знак серпа и молота (или пятиконечной звезды? – увы, не запомнилось точно, но и не в том суть), а на правом «паровозе» - фашистская свастика. Короче: вам, посетителю, с порога НАВЯЗЫВАЮТ ПАРАЛЛЕЛЬ (и это уже, извините, просто непорядочно, потому что любой серьезный музей, по нашему разумению, должен быть нейтральным, а не протаскивать какую-либо идеологию). Я – посетитель, я сам вправе решать, что и как происходило в ту или иную эпоху! А здесь явное проталкивание идеи уравнивания коммунизма и фашизма. Хочет посетитель или не хочет – ему сразу же однозначно дают понять, кто ВРАГ Эстонии.
Далее, информационные доски, свисающие с потолка, настойчиво вдалбливают вам мысль о ТРЕХ оккупациях: первой советской (1939-1941), немецкой (1941-1944) и второй советской (1944 – 1991 годы). Об экономических, культурных и прочих успехах Советской Эстонии в указанный период «второй оккупации», естественно, ни слова. Лишь о том, как Эстония пыталась бороться с советской экспансией, потом вроде бы временно поддалась («затаилась», наверное!) и занялась хозяйственным строительством, но в конце концов, когда весь Союз уперся в экономический тупик, славная Эстония решила распрямить свои свободолюбивые плечи и в 1991 году таки сбросила с себя оккупационное ярмо! О том, что именно Россия в 91-м фактически первая среди мировых держав (Исландия не в счет) признала независимость Эстонии, и только ПОСЛЕ США «новую» Эстонию стали признавать и другие государства – об этом скромно умалчивается (причем не только в названном музее, но и вообще в современной эстонской политике).
В экспозиции музея почему-то очень много чемоданов, а также бутылка «Пшеничной», которую, кстати говоря, будучи еще студентом, пивал из горла «сам» Март Лаар (один из бывших премьер-министров нынешней Эстонии, дважды за десятилетие занимавший столь высокое кресло и дважды же с треском провалившийся как премьер). Что бы это значило?
Обилие «старинных» радиоприемников, от «Спидолы» до «Родины», навевает теплые воспоминания детства. Однако ностальгировать по полной программе мешают беспрерывные голоса из мониторов: седые дядьки вспоминают, как хреново жилось им при «оккупации». Перевода на русский их воспоминаний, к сожалению, нет, но судя по антуражу, дядьки и тогда жили неплохо, да и теперь вот подсуетились на почве «исторических мемуаров».
Тут же, в центре зала – экспозиция тюремных дверей. Штук десять! Страшные, обшарпанные. Наверняка со всей Эстонии собирали (а может, Запад помог? Впрочем, за кордоном подобных «шедевров» днем с огнем не сыщешь. Разве что в Голливуде? По спецзаказу?).
Когда я попытался поговорить с работником музея (он же – кассир) и спросил, почему все-таки в понятие «оккупация» включена и советская аннексия (черт с вами, пусть уж ТАК называется!) территории Эстонии? Ведь по нормам международного права, из перечисленных «трех оккупаций» по-настоящему оккупацией можно считать только приход немецких войск в Эстонию в 1941 году, когда Эстония уже стала частью СССР, с которым Германия была в состоянии войны. Работник ответил, что эстонские и зарубежные юристы-де решили все-таки называть период пребывания Эстонии в составе СССР временем оккупации. Вот так! «Решили» - и всё тут! А как же международное право? (см. в начале статьи выдержки из БСЭ). Словом, окончательного вразумительного ответа на свой вопрос я так и не получил.
Итак, по зрелому размышлению, вся экспозиция музея, несмотря на ее высокое качество, а также сама идея музея – всё это большая ЛАЖА и хорошо продуманный стёб на государственном уровне! Видимо, кому-то оч-чень нужно было оправдать те низости, в которые вогнала людей «возрожденная» эстонская независимость. Чтобы трудяги – основной костяк населения Эстонии – не дай бог не задумывались да не начали сравнивать бывшую, советскую власть Эстонии с нынешней. По той же причине «убрали в запасник» и бюст боевого генерала Л.Пярна, эстонца – чтоб не мозолил глаза, не смущал душу да не вызывал лишних, малоприятных для эстонского неонезависимого сознания вопросов.
Так что же именно нынешняя независимость-2 дала людям? Спорить нечего: завалы товаров во всех магазинах, тьму иномарок и современных офисов на улицах (ТАЛЛИНА, во всяком случае). 10% населения стали немыслимо богатыми, со всеми атрибутами изобильной жизни. Средний класс? – ну, думается, процентов 40-60, те, кому повезло с работой, скрипят, но более-менее выворачиваются в этой «новой» жизни, и наверняка не хотят в прежнюю – ту, где властвовал тотальный дефицит всего на свете: от иголок до нормальных, надежных автомашин. Ну а те, что в проигрыше? Кто считал, чьей кровью и сколькими трагедиями оплачена «изобильная жизнь» нынешних «новоэстонцев»?
Но мы отошли от темы – я же пишу о музее и об «оккупации». Интересная форма у этой, затянувшейся почти на полвека «оккупации», которая давала людям и социальные гарантии, и бесплатное лечение, и образование на любом уровне и в любом ВУЗе большой страны. И в том числе, кстати, на РОДНОМ языке для коренных жителей Эстонии в пределах их родины. Да и власть «оккупированной» страны, в том числе верховная, осуществлялась в основном представителями коренного населения. Наверняка по всему миру (да и в самой Эстонии, кстати) найдется не один миллион людей, которые возопили бы: «Оккупируйте нас, пожа-алуйста!» (либо, соответственно, «Оккупируйте нас снова! Дайте нашим детям нормальные условия жизни!»).
Такие вот пироги… Любому здравомыслящему человеку, не обремененному комплексами типа «нац. суверенитета», «преобладания титульной нации» и т.п.) через шесть секунд размышления над социалистическим прошлым Эстонии становится ясно: НЕ БЫЛО никакой ОККУПАЦИИ, а в социальном плане, по крайней мере, была нормальная жизнь, которую затем поменяли на «НЕнормальную». А чтобы уверить людей в «правоте рев. преобразований», изобрели знамя (наподобие мусульманского, зеленого, консолидирующего всех фанатов), и назвали это знамя (или хоругвь – как хотите) «советской ОККУПАЦИЕЙ».
Да, согласен, все мои тутошние утверждения по-прежнему грешат эмоциями, и в них минимум исторического анализа, в них ни слова о депортации, сталинском ГУЛАГе и т.д. Но ведь со всем этим и сама Россия попыталась в свое время разобраться: и сталинизм осудили, и репрессированных реабилитировали, и многих вернули назад (кого успели), и компенсации им выплачивали. Так зачем же было столь усердно давить на застарелую болячку?
А ведь всё просто, предельно просто! Говорят же: ищи, кому ВЫГОДНО! Вот вам и все объяснения и «поющей», и потрепанного флажочка с надписью «ОККУПАЦИЯ!», и, соответственно, вышеназванного музея! О чем тут еще говорить? Какие «дискуссии» оправдали бы себя? ВЫГОДНО – и всё тут, вся истина, всё ЗЕРНО проблемы!
И бросьте, господа, снова тыкать пальцем в «бесчеловечную коммунистическую мораль», сравнивать коммунизм с фашизмом, вытаскивать за волосы поросшие паутиной истории о былом геройстве «Омакайтсе» (эстонских отрядов «самозащиты» времён Второй мировой, либо до нее), эстонской 20-й дивизии СС и лесных братьев. Скажите прямо: ВАМ ЭТО ВЫГОДНО! И мы все успокоимся (и вы, кстати – тоже).
И наконец, «под занавес», так сказать. Совсем недавно я наткнулся в эстонском русскоязычном WEB-обозревателе DELFI (
www.rus.delfi.ee) на интересное высказывание одного из участников обсуждения. Высказывание явно тянет на афоризм и звучит так: «В маленькой стране (читай – нынешней Эстонии) всё очень ма-а-аленькое – и сердце, и душа, и ум, и честь». Так вот, господа «коренные». У меня к вам огромная, прямо-таки ГИГАНТСКАЯ просьба: ну сделайте же вы так, чтобы мы, живущие рядом с вами, русские и прочие, не думали, что приведенный афоризм стопроцентно верен!! Ну не хочется терять остатков уважения к вам, того самого уважения, которое было в нас, когда вы были ведущей республикой Союза, и Россия ездила сюда, к вам, «за глотком свободы и цивилизации». Ведь очень скоро, начиная с 1 мая, вы станете действительно ма-аленьким, никому не заметным хвостиком исторически огромной и мощной Европы, и от былого вашего национального величия останется один пшик. Ваши соседи, финны, обошлись со своим национальным величием куда как умнее! Вы же его, величие свое, очень быстро профукали, и скоро окончательно превратитесь в крохотное, бледное пятнышко на карте Европы. И сюда, к вам, хлынут потоки турок, арабов и прочих мусульман, и тогда вы, возможно, с горечью припомните то, как всеми правдами и неправдами пытались выпихнуть из Эстонии нас, в общем-то грамотных, цивилизованных, небесталанных и вполне «управляемых», что ли. Арабы да турки, в отличие от нас, церемониться с вами да пускаться в дискуссии не станут.
Одним словом: WELCOME TO ESTONIA!!
PS. Выражаю особую благодарность моему ближайшему другу В.П. за ценные сведения, дополнившие и обогатившие предлагаемую статью.
3-6 апреля 2004 г.
Таллин