----
В этом году IMB зарегистрировало более 50 нападений на суда в Аденском заливе, более 20 судов в ходе этих нападений было захвачено. Более 340 моряков побывали или находятся в заложниках. Пираты ведут себя гораздо более дерзко и уже не ограничиваются целями с невысоким бортом и низкой скоростью. Силы коалиции ввели коридор безопасности для торговых судов в северной части Аденского залива. Судам, следующим Аденским заливом, рекомендуется сообщить о предстоящем транзите в офис Морских операций Дубай, UK Maritime Trade Operation's (MTO) Dubai.
При следовании заливом IMB рекомендует:
- следовать рекомендованным коридором;
- заранее проработать план действий в случае атаки;
- держать связь с силами коалиции;
- держать связь с другими судами поблизости;
- усилить вахту, обеспечить постоянное наблюдение визуально и по всем РЛС;
- следовать самым полным ходом;
- разнести и подготовить к подаче воды пожарные шланги;
- маневрировать изменениями курса в случае обнаружения пиратов, направляющихся в сторону судна.
Риски, связанные с захватом судна:
Как только судно будет захвачено, теряются все прибыли от данного рейса. В среднем время нахождения судна в плену у сомалийских пиратов составляет 40 суток. Скорее всего, судовладелец или оператор обязан обеспечить освобождение судна, груза, экипажа. Единственный практиечский способ на сегодня освободить судно состоит в выплате выкупа. В среднем на сегодня сумма выкупа составляет 1 миллион долларов. Чтобы избежать исков от экипажа по возмещению ущерба от плохого с ними обращения, судовладельцу следует нанять консультантов-специалистов по ведению переговоров, и предоставляется целесообразным нанять также консультанта по работе со СМИ, так как общественное мнение как правило, очень много значит. Фрахтователь судна, если судно в тайм-чартере, скорее всего, обязан будет оплатить ставку за время нахождения судна в плену. Или владелец, или фрахтователь, обязан будет оплатить страхование от военного риска на время нахождения судна в плену.
Разделение выкупа:
Выплата выкупа и последующее освобождение судна, груза и экипажа очевидно, выгодны всем заинтересованным сторонам, и в старые времена античности или средневековья выкуп оплачивался всеми сторонами. Этот принцип кажется разумным и в наши дни, однако непонятны схемы деления, General Average sacrifice, или специальная цена на основе принципов General Average. Особенно противоречивый и спорный пункт – покрытие ущерба от выкупа со стороны экипажа. Все эти совершенно нерешенные вопросы настоятельно требуют страхования судна, и рынок страхования уже предлагает несколько услуг, удовлетворительных в сложившейся ситуации. На рынке можно приобрести страховку Kidnap & Ransom, включающую в себя обеспечение консультантами. Доступна также страховка от неполучения прибыль сроком до 30 суток 30 days in excess of a 7 day deductible. Существуют и другие подходящие для страхования от пиратства и риска захвата судна услуги.
Базовые виды страхования:
Hull & Machinery, за исключением Norwegian Plan и Japanese Hull, включает в себя риски от пиратства, но если таковые не включены, их покрывают страхования Hull War Risks, включающие P&I liabilities. P&I включает риски от пиратства но не покрывает выплату выкупа.
Прохождение судна опасными водами может покрываться дополнительной страховкой, а также выплатой бонуса экипажу. Некоторые национальные профсоюзы заключили соглашения с судовладельцами, согласно которым моряки имеют право списаться с судна, если оно следует в опасные воды