Ну да. Но два вопроса
- во вторых - к примеру, Москва - Питер - большая часть пропускной способности принадлежит не Ростелекому
- по Москве - вся оптика практически без исключения - частная или построенная по грантам (Сорос кстати очень много туда вложился).
Давайте дальше. Я не советую - запутаетесь окончательно. Если что - спрошу знакомого, тех директора Ростелекома по интернету, подробности.
Кстати. Из прессы:
То есть вы уж трусы наденьте или крестик снимите - если Связьинвест можно национализировать, то он государственный или может - не особо? То, что там 71% акций государственные (и то не факт) вовсе не означает что там инвестиции государственные. Блокирующий пакет там кстати вовсе не государственный. Ну и как я уже сказал, значительная часть магистральных каналов и почти все оборудование для новых видов связи вообще не имеют отношение к Ростелекому. А про связьинвест читайте ниже - там инвестиции вовсе не от государства.
Инвестиционная компания связи (ОАО "Связьинвест") появилась на свет 10 октября 1994 года. Впрочем, официально холдинг был зарегистрирован только через год, 18 сентября 1995 года. Цель его создания казенным языком была обозначена весьма просто -- "обеспечение притока иностранных и отечественных инвестиций в телекоммуникационную отрасль", что, собственно, все и объясняло. Путем продажи части акций вновь образованного холдинга российское правительство хотело получить деньги от западных инвесторов на развитие находящейся в совершенно упадочном и технически отсталом состоянии отрасли, ну и заодно пополнить бюджет страны за счет продажи иностранцам части государственной собственности. Уставный капитал ОАО "Связьинвест" был сформирован путем консолидации закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 85 акционерных обществ электросвязи, а также еще четырех предприятий, переданных холдингу в 1997 году: ОАО "Ростелеком", ОАО "Центральный телеграф", ОАО "Екатеринбургский телефон" и ОАО "Гипросвязь".
Однако желающих приобрести столь "лакомый кусок" госсобственности с довеском в виде социальных обязательств и непременных инвестиционных условий среди западных инвесторов достаточно долго не находилось. Первая попытка продать в 1995 году 25% акций за 1,5 млрд долларов итальянскому концерну STET закончилась полным провалом.
Историю с приватизацией "Связьинвеста" Джордж Сорос, вложивший в проект около 1 млрд долларов, назвал самой большой ошибкой своей бизнес-биографии
Лишь в июле 1997 года РФФИ и Госкомимущество выставили на денежный аукцион без инвестиционных условий пакет из 25% акций "Связьинвеста" плюс одна акция. Победителем аукциона стал кипрский консорциум Mustcom Ltd., в состав которого вошли Онэксимбанк, инвестиционные банки Deutsche Morgan Grenfell и Morgan Stanley, а также фонд Quantum Джорджа Сороса. Mustcom Ltd. за пакет акций ОАО "Связьинвест" предложил 1,875 млрд долларов, а проигравшая сторона, голландская компания Telefam BV, учредителями которой были испанский оператор связи Telefonica, структуры Альфа-банка, холдинга "Медиа-Мост" и Бориса Березовского, -- 1,710 млрд. В собственности государства по-прежнему остаются 75% минус одна акция. Сумма, уплаченная за "Связьинвест", не кажется огромной, если учесть, что на тот момент рынок связи нашей страны был на подъеме и его общий годовой доход превышал 7 млрд долларов. При этом предприятия, входящие в "Связьинвест", доминировали на рынке, и их доля в доходах отрасли доходила до двух третей.
Но выигравшая сторона так и не смогла пожать плоды победы, и историю с приватизацией "Связьинвеста" Джордж Сорос назвал самой большой ошибкой во всей своей бизнес-биографии. Сам Сорос, по его собственным словам, вложил в "Связьинвест" около 1 млрд долларов. На момент начала нынешней реорганизации холдинга, по оценке консалтинговой фирмы "Артур Андерсен", рыночная стоимость всех долей "Связинвеста" оценивалась в 2,2 млрд долларов. То есть тот пакет акций, что был куплен на аукционе, стоил всего 550 млн.
Впрочем, тогда такого развития событий никто не ожидал, и государство, окрыленное успехом этого аукциона, в 1998 году планировало продать второй пакет в 25% акций. Но разразился августовский кризис. Финансовые показатели компаний холдинга уменьшились почти в два раза, серьезно упала и их суммарная капитализация. В 2000 году, с приходом в "Связьинвест" и в Минсвязи "питерской команды", было решено реформировать холдинг и отложить продажу очередного пакета принадлежащих государству акций до завершения начавшейся реорганизации (ориентировочно до 2003 года), когда, по мнению министерства, стоимость госпакетов акций существенно возрастет.
Многоступенчатый план продажи предприятий отрасли, по расчетам экспертов, должен в итоге принести компаниям "Связьинвеста", его акционерам и государству почти 5 млрд долларов
ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА
Смысл проводимой реформы в одном из своих выступлений 2000 года очень четко обозначил директор "Связьинвеста" Валерий Яшин: "В результате реструктуризации расчетная стоимость холдинга должна вырасти до 3,8 миллиарда долларов". По его словам, рост капитализации головного холдинга и входящих в его состав компаний произойдет за счет повышения ликвидности акций, расширения круга потенциальных инвесторов и улучшения финансового положения компаний. Впрочем, летом 2002 года в интервью "Вестям" г-н Яшин был еще более оптимистичен и заявил, что, по его данным, капитализация "Связьинвеста" должна составить не менее 15 млрд. "Почему я так считаю? Да очень просто. У нас сегодня 30 миллионов линий. Ни в одной развитой стране одна линия меньше тысячи долларов не стоит. Ну у нас хоть 500 долларов она должна стоить? Вот и получаем 15 миллиардов долларов. А при такой капитализации его 25 процентов -- это гораздо больше, чем Сорос заплатил. Арифметика здесь простая" (см. график 1).
Для осуществления столь грандиозных задач под руководством компании "Артур Андерсен" был выработан следующий вариант повышения капитализации и эффективности холдинга: 87 предприятий ОАО "Связьинвест" было решено реорганизовать в семь крупных региональных операторов связи по принципу федеральных округов. Эксперты обещают почти двойной рост рыночной капитализации холдинга за два года, а многоступенчатый план продажи предприятий отрасли, по их расчетам, должен в итоге принести компаниям холдинга, их акционерам и государству почти 5 млрд долларов.
Не войдут в состав региональных операторов и останутся самостоятельными лишь "Ростелеком" и "Центральный телеграф". Кроме того, вне процесса объединения осталась и "Московская городская телефонная сеть", так как "Связьинвест" потерял над ней контроль, а с руководством основного акционера МГТС, компанией АФК "Система", договориться не удалось. В настоящее время формальная реструктуризация холдинга "Связьинвест" почти завершена. На середину ноября 2002 года было сформировано уже четыре крупных оператора, к началу 2003 года создается еще три.
Несмотря на то что объединение компаний связи идет полным ходом, есть еще много нерешенных вопросов. Например, что станет с сотовыми "внучками" холдинга после объединения, будут ли выводиться в отдельные структуры нерегулируемые МАПом услуги и т. д.
Так что подводить какие-либо итоги пока рано. Время покажет, насколько выбранная стратегия была правильной и сможет ли государство в результате реструктуризации холдинга продать очередные 25% акций так же выгодно, как это было сделано в 1997 году.
КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ "ПО-СОВЕТСКИ"
Перспективы холдинга и после укрупнения входящих в него региональных компаний остаются туманными. Потери, которые он несет в жесткой борьбе с динамично развивающимися альтернативными операторами практически на всех фронтах, впечатляют. За 2002 год, пока продолжалась реструктуризация "Связинвеста", компании холдинга еще больше сдали позиции "альтернативщикам". Если по результатам 2001 года доля традиционных операторов в доходах отрасли составляла 50,2% против 49,8%, то к середине 2002-го она сократилась до 49,1% против 50,9%, а по результатам работы за девять месяцев 2002 года счет стал 47% к 53% не в их пользу. Третий квартал 2002 года "Ростелеком" впервые после кризисных времен завершил с доходами в долларовом эквиваленте меньшими, чем за аналогичный период прошлого года (480 млн долларов против 486 млн в третьем квартале 2001 года).
В конце 2002 года компании "Связьинвеста" перешли в наступление, пытаясь отвоевать утраченные позиции. Впрочем, бои разгорелись отнюдь не за клиента, потому что традиционные операторы почти полностью утратили свои позиции в самых доходных отраслях (в первую очередь в мобильной связи) и потеряли самые доходные регионы (в том числе и Москву, приносящую треть прибыли по стране).v Началось все с PR-акций наподобие запуска мультисервисной сети компании "ЦентрТелеком" в Московской области c весьма сомнительной коммерческой выгодой. На вопрос по поводу планов создания подобной сети у "Системы Телеком" директор "МТУ-Информ" Саид Алимбеков сказал следующее: "Заниматься благотворительностью, строить сеть SDH, объединяя города Реутов, Видное, Люберцы, Ногинск и другие, мы не можем. Мы -- коммерческий оператор. Наше дальнейшее развитие зависит только от наших текущих финансовых результатов".
Все-таки этим все не ограничилось, и, пользуясь своим монопольным положением, "Ростелеком" вскоре взвинтил цены на каналы связи внутри России в два раза, а его дочерняя компания, поставщик интернет-услуг для провайдеров "РТКомм.ру", ввела для своих клиентов погигабайтную плату за российский трафик, чего, собственно говоря, многие годы уже не было и что неминуемо должно привести к вытеснению мелких интернет-провайдеров с рынка.
В ближайшее время основным методом соперничества между традиционными и альтернативными операторами может стать отнюдь не рыночная конкуренция за клиента, а "сражения" в МАПе и Госдуме
Наступление продолжилось и на законодательном уровне. Новый Закон о связи, уже принятый Госдумой в первом чтении, должен сделать монополию "Ростелекома" на международную и междугороднюю связь полностью незыблемой и серьезно потеснить на этом рынке альтернативных операторов, использовавших всевозможные законодательные лазейки для обхода этих ограничений. Кроме этого, предполагается проводить модернизацию компаний "Связьинвеста" на деньги "альтернативщиков". Под флагом того, что предприятия холдинга несут социальную нагрузку и должны обеспечивать услуги связи в самых нерентабельных регионах, предполагается ввести отчисления от оборота всех операторов в общую копилку для обеспечения так называемых универсальных услуг (услуг связи, которые должны оказываться по доступным ценам любому пользователю на всей территории страны). Получателем этих средств, скорее всего, будут все те же предприятия "Связьинвеста".
В контексте этих событий можно предположить, что в ближайшее время основным методом соперничества между традиционными и альтернативными операторами может стать отнюдь не рыночная конкуренция за клиента, а "сражения" в МАПе и Госдуме. Однако исход этой борьбы не очевиден, ведь "частотный скандал", разразившийся при выходе "Мегафона" на московский рынок, показал, что государство и коммерсанты-"альтернативщики" все же могут договориться.