А вот мнение наших израильских друзей:
http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=2801"Рэптор" не приземлится в Тель-Авиве
"Министр обороны Израиля и все наше военное руководство в печали. Их огорчил недавний визит министра обороны Гейтса. Бывший главный американский шпион разрушил надежды израильских военных на получение американского истребителя пятого поколения F-22 "рэптор".
Надо отметить, что у самих американцев этих самолетов пока несколько эскадрилий, и связано это, в первую очередь, с тем, что стоимость этого летательного аппарата просто фантастическая.
Первоначально предполагалось, что ВВС США закупят 750 истребителей. При этом планируемая стоимость одного F-22 "рэптор" составляла 149 миллионов. Кроме одноместного истребителя, разработан учебно-боевой двухместный самолет F-22B. Однако в результате долгих дебатов в правительстве США объем закупок сократился сначала до 381 машины, а потом до 181. В результате стоимость одного самолета составляет 355 миллионов долларов США.
В 1998 году в США был принят закон, запрещающий продажу F-22 "рэптор" другим государствам, включая Израиль. До недавнего времени этот закон неукоснительно соблюдался, но все меняется, и совсем недавно формальный запрет на продажу "рэпторов" был снят. Сразу же нашлись покупатели – Япония и Израиль. Японцы запросили у США 100 машин. На какое количество самолетов рассчитывал Израиль, точно неизвестно, но можно полагать, что речь шла о 100-120 машинах.
Разработка перспективного тактического истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter) началась в середине 70-х годов по заданию Пентагона. На первом этапе в проекте участвовало семь американских авиастроительных компаний.
В начале 90-х годов министерство обороны США по результатам демонстрационных полетов определило в качестве базового самолета разработанную компанией "Локхид" машину YF-22A, выполнившую первый полет в сентябре 1990 года. Самолет, получивший название "лайтнинг-2", рассматривался американцами как средство завоевания превосходства в воздухе.
По своим тактико-техническим характеристикам новая боевая машина превосходила все типы боевых самолетов, имеющиеся на вооружении как самих американцев, так и их вероятных противников. Если принять во внимание тот факт, что в 90-х годах "основной противник" США – Советский Союз прекратил свое существование, а ВВС России находились в состоянии коллапса, появление этого самолета было ответом на несуществующую к тому моменту угрозу. Ни одна из стран, которую США могли бы считать своим потенциальным противником в том или ином регионе мира в середине 90-х, не располагала самолетами четвертого поколения, не говоря о самолетах поколения 4+.
Однако запущенный "Локхидом" механизм производства "рэпторов" уже нельзя было остановить. Убытки, которые могла понести корпорация в случае закрытия программы, могли привести к ее банкротству, что явно не входило в планы ни самой корпорации, ни администрации США.
Основные достоинства F-22 "рэптор" - высокая маневренность во всех видах боя, кроме боя на ближних дистанциях, сверхзвуковая крейсерская скорость и малая заметность для систем ПВО. Самолет построен с применением технологии "стэллс". При его постройке были широко использованы композиционные материалы на основе графита, 41% элементов корпуса самолета построено из титана. Наряду с конструктивными новшествами, машина оснащена новейшим радиоэлектронным оборудованием, основу которого составляет комплекс управления вооружением с многофункциональной радиолокационной станции, позволяющей обнаруживать цели на расстоянии до 150 км.
Комплекс вооружения F-22 "рэптор" может модифицироваться в зависимости от поставленной задачи. Для ведения воздушных боев самолет оснащен 20 мм пушкой "вулкан" с 480 снарядами, 6 управляемыми ракетами "воздух-воздух" AIM-120C AMRAAM и одной УР AIM-9 Sidewinder в двух боковых отсеках. При ведении боевых действий против наземных целей "рэптор" оснащается 6 УР "воздух-воздух" AIM-120C AMRAAM двумя управляемыми 450-кг бомбами GBU-32 JDAM (Joint Direct Attack Munition (управляемая высокоточная бомба) и двумя УР AIM-9 Sidewinder.
В статье "Меч саудитов" я писал о намерении США продать Саудовской Аравии высокоточное авиационное вооружение. Так вот, наши американские партнеры намереваются оснастить саудовские ВВС ракетами "воздух-воздух" AIM-120C AMRAAM и корректируемыми спутником 450-кг управляемыми бомбами GBU-32 JDAM (управляемая высокоточная бомба). Если американцы будут таким образом поддерживать военный баланс в нашем регионе, то Израилю необходимо предпринимать все возможные меры для обеспечения безопасности королевской династии саудитов. Иначе это оружие попадет в руки тех, кто его обязательно применит против нас.
Откровенно говоря, не совсем понятно стремление наших генералов получить F-22 "рэптор". В ближайшие десять лет ни одна арабская страна не сможет противостоять нашим ВВС. Самый близко расположенный к нам вероятный противник, Сирия, пытается купить у России самолеты четвертого поколения Су-30 и модернизировать свои МИГ-29 до уровня МИГ-29СМТ. Не думаю, что в обозримом будущем сирийцы смогут радикально улучшить свой парк боевых самолетов. Что касается Ирана, то тут наличие или отсутствие у нас "рэпторов" ситуацию мало изменит. При полном попустительстве наших союзников и европейских "друзей" Иран движется к созданию ядерного оружия. У Исламской Республики давно есть средства доставки этого оружия до территории Израиля – баллистические ракеты. Чем нам может помочь истребитель пятого поколения стоимостью 355 миллионов долларов?
Если мы собираемся сбивать иранские ракеты ракетами "воздух-воздух" то тогда действительно "рэпторы" могут быть нам полезны, но зачем тогда столько лет разрабатывается противоракета "хец-2"? Неужели наши надежды на ее высочайшую эффективность - утопия? Кроме того, необходимо учесть фактор С-300ПМУ, ТОР-М1 и прочих новейших систем ПВО, которыми обладают (или будут обладать в самое ближайшее время) иранцы. Американская технология "стэллс", якобы делающая самолеты невидимыми для радаров противника, в реальном бою не может обеспечить стопроцентную невидимость. Необходимо помнить, что по части применения технологии "стэллс" F-22 "рэптор" является развитием "самолета-невидимки" F-117. Так вот, в 1999 году устаревший российский зенитно-ракетный комплекс С-125 "Печора" сбил "невидимку" в небе над Югославией.
Новейшие российские зенитные комплексы нацелены именно на то, чтобы обнаруживать и уничтожать самолеты и другие воздушные цели, построенные с использованием технологии "стэллс". Какова гарантия того, что выдающиеся тактико-технические характеристики "рэптора" не будут компенсированы в бою не менее выдающимися характеристиками зенитных ракет российского производства? При этом необходимо учесть, что зенитная ракета 9М96Е2 не стоит 355 миллионов долларов, ее цена в несколько раз ниже стоимости "рэптора".Надо сказать, что среди американских военных специалистов есть группа авиационных экспертов, которая считает проект F-22 "рэптор" критической ошибкой Пентагона. В начале 2006 года два ведущих авиационных знатока Пьер Спрей и Джеймс Стивенсон заявили, что реализация программы "Рэптор" приведет к фатальному поражению США во всех воздушных сражениях. По мнению экспертов, проблема в том, что в обозримом будущем США не будут вовлечены в глобальную войну, во время которой будет стоять задача достижения превосходства в воздухе. Все остальные боевые задачи могут быть выполнены самолетами четвертого поколения, поэтому, по мнению экспертов, нет никакой необходимости оснащать ВВС США баснословно дорогими F-22 "рэптор".
Вступив в воздушный бой на ближних дистанциях с превосходящим по численности противником, воюющим на самолетах четвертого поколения, "рэптор" не имеет никаких шансов уцелеть, так как его конструкторы пренебрегли маневренностью ради скорости. Основное оружие в таком бою - не ракеты, а пушки, использование которых требует очень высокой маневренности. Современные российские самолеты четвертого поколения с изменяющимся вектором тяги двигателей, поставляемые в некоторые страны, которые Белый дом рассматривает в качестве вероятного противника, по своей маневренности намного превосходят F-22, а стоят на порядок дешевле.
Честно говоря, в эпоху глобальной войны с террором, когда противник использует для нанесения ударов не авиацию, а другие средства, наращивание могущества ВВС выглядит весьма сомнительным мероприятием.
Ведь нет никакой реальной необходимости применять против "Хизбаллы" и ХАМАСа самолеты пятого поколения. Имеющийся у ВВС Израиля парк боевых машин позволяет обеспечить полное превосходство в воздухе, но ни у "Хизбаллы", ни у ХАМАСа нет авиации. Наши пилоты могут наносить эффективные удары по любым целям террористов, управляя самолетами F-16. К чему нашей армии сегодня столь дорогостоящие "игрушки"?На мой взгляд, вместо "рэпторов" нашей армии в первую очередь стоит позаботиться об оснащении танков "меркава" системами активной защиты от противотанковых ракет, которой так не хватало во время Второй ливанской войны. Не мешало бы закупить также новейшие легкие американские бронежилеты "Dragon Skin", обеспечивающие защиту от снайперских боеприпасов.
Кроме того, средства, сэкономленные на отказе от приобретения одного "рэптора", можно направить на боевую подготовку воинского состава. Не помешает..."http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=2801А не больно-то и нужем нам ваш самолет.