Год 2005-2006 был рубежом. Вполне выяснилось, что экзаменационная идеология никуда не годится, а государство не в состоянии обеспечить проведение экзамена (если, честно, и то, и другое было ясно с самого начала). И в министерстве, и в вузах это прекрасно знали. Надо было срочно искать другой пасьянс. Вместо этого последовало голосование Государственной Думы 2007 года, которое войдет в историю нашей страны. Если у нее еще будет история.
Добавлю, что, несмотря на сопротивление, оказываемое самыми разными людьми самыми разными способами, год 2009 много хуже года 2008-го, а год 2010 ничего хорошего не предвещает.
Ближайшие годы нам предстоит стать свидетелями эпической борьбы за исполнение «благородных намерений ЕГЭ», смена лиц разных уровней, воплощающих в жизнь эти намерения, разработки КИМов на альтернативной основе, дальнейшее обогащение ЕГЭ-пиара, лихорадочное переливание из пустого в порожнее, введение ЕГЭ во внутривузовской практике и разные ходы ва-банк для того, чтобы скрыть провал проводимой политики.
Да, чисто теоретически ЕГЭ - хорошая и правильная идея стандартизации подходов к уровню образования. Но в условиях России, где не только всеподавляющий кретинизм власти в ее приоритетах лояльности над разумом и исполнительское дуболомство, но и ряд чисто объективных причин (таких, например, как самая большая в мире протяженность страны) исключают успешность идеи и все больше разрушают относительно неплохую при СССР систему образования.
Вроде бы и очевидно, что современные условия требуют достаточно радикальных изменений во всей системе образования от начальной школы до академических высших степеней. Но как-то эти реформы часто ведут не туда. Во всем мире, а в России - особенно. Как то результаты удручают.
Статья социолога Александра Бикбова Непослушная реформа образования
в 2003 году Министерство образования РФ ратифицировало Болонскую конвенцию о создании единого образовательного пространства
...
Если называть некоторые из наиболее заметных социальных результатов «технической» реорганизации университетов, к ним относится рост числа социально незащищенных преподавателей на краткосрочных контрактах, сокращение академических свобод и растущая трудность в соединении преподавания с экономически нерентабельными критическими исследованиями, дальнейшее отделение «престижных» вузов от общего университетского массива и ранний выход на поиски заработка массы малоквалифицированных бакалавров. Эти же обстоятельства становятся ответом на фундаментальный вопрос о качестве образования. Официальная реформа действует наперекор не только собственной Декларации, но и принципам социальной справедливости.
Одним из краеугольных камней текущей реформы стал ЕГЭ, который предлагался широкой публике как решение проблем коррупции и двойной экзаменационной нагрузки на выпускников школ, а в поле бюрократических решений фигурировал как средство снижения государственных издержек на образование. Уже первые опыты 2001-2003 годов ясно показали, что это решение отнюдь не менее проблематично - как в своей содержательной, так и в экономической части. Продолжение этих опытов известно: в 2008 году Министерство образования объявило о всеобщем и обязательном ЕГЭ на текущий, 2009 год. Принято считать, что эта настойчивость — прямое следствие болонских обязательств России и послушности «воле Европы». Однако это не так: ЕГЭ не имеет ничего общего ни с Болоньей, ни с Европой, где вступительные экзамены проводятся только в элитарных Высших школах
Причина, конечно, не только (и наверное, не столько) в разрушающих реформах самого образования, сколько в деградации всего общества. Тут и результат безвременья 80-х-90-х, когда дети мечтали быть бандитами и проститутками, и перехватившая инициативу идеология вертикали власти, поставившая общество раком в процессе "вставания с колен". Но результат на лице:
Статья Ревекки Фрумкиной Магия в/о :
Наблюдая, как ведут себя во время большой перемены студенты хорошего московского вуза, где много лет преподавал мой муж, я думаю о том, что менее всего эта толпа похожа на людей, собравшихся ради получения образования. Пожалуй, они сгодились бы для «массовки» в фильме про портовых рабочих или грузчиков, ожидающих работы: хорошо «прикинутая» шпана.
Видимо, востребованными c некоторых пор оказались другие социальные навыки, и какие из них считать базовыми – это большой вопрос…
А вывод?! Мои старшие дети уже получили высшее образование в Канаде. Младшие пока в российской средней школе, но я даже в ночных кошмарах не планирую, чтобы они заканчивали школу в России и поступали в российский ВУЗ. Но у меня есть выбор. С ужасом и жалостью смотрю, как мечутся в безвыходности родители однокласников моих детей. Многие детки неплохие, смышленые, могли бы в будущем посупить в лучшие ВУЗы времен моей юности. Но где те ВУЗы, и как с такой реформой их восстановить?!
ЗЫ. Я даю ссылки и отрывки на неплохие статьи весьма неглупых, владеющих предметом и неравнодушных людей, каковые статьи рекомендую читать полностью.