Почему?!
Почему все эти "пляски" вокруг альтернативных газопроводов?!
Почему бы руководству России не сосредоточиться на создании развитого и полного цикла танкерной поставки газа?!
Ведь не настолько большие затраты. Уж во всяком случае весьма сравнимы с затратами на газопровод, тем более по дну моря. Но при этом исчезает вообще какая либо зависимость от стран-транзитеров.
Сама тема СПГ была очень хорошо разработана еще при СССР. Помните, сеть заправок АГиНС? Конечно, современные средства, наверное, много надежнее и эффективнее. Но и тогда, по моим подсчетам, энергозатраны на сжижение составляли менее 1% от теплотворной спосбности сжижаемого газа. Несложными рассчетами это нетрудно получить из этого:
- если кто не верит, могу обосновать.Многоцелевая автогазонаполнительныая станция на базе мини завода по производству СПГ. Для сжижения природного газа используется дроссельный цикл высокого давления с контуром предварительного охлаждения на базе холодильной машины. Производительность мини завода – 2,5…2,9 т/час СПГ в зависимости от давления на входе в первую ступень и давления на выходе из компрессора. Расход электроэнергии на привод компрессора холодильной машины, масляных насосов и вентиляторов систем охлаждения фреона, а также освещение и приборы КИПиА составит ~ 430 кВт. Производительность по КПГ– до 900 нм 3 /час с давлением 20…25 МПа.
Поэтому очень даже верится инфе о СПГ-цене СИФ в Европе $110-120 за 1 тыс. куб. м, для США — $130-140. А вот в той же статье о том, что "трудно согласовывать стандарты" перекачки газа из танкеров на берег, как раз наоборот не верится.
Ну ладно, газ, кроме как сжижить, надо еще и
1. Загрузить в танкер (а танкерный флот построить)
2. Довезти до места назначения
3. Снова газифицировать на берегу покупателя.
Давайте посчитаем.
1. Терминал по сжижению и загрузке в танкер. Судя по бравурным тех.описаниям времен СССР ничего сверхсложного и дорогого там нет. Строится в полукм от берега (для безопасности) платформа, тянется к ней газовая труба, оборудуются причалы, осушители газа и пр. Не верится мне, что это может быть дороже 1 млрд при производительности 30 млрд м3 в год. Разучились это делать? Мне кажется, соседний Питер, учитывая отлаженность еще при СССР, с этой задачей бы справился, но если нет - соседние Германия с Норвегией точно. Я не очень понимаю, в чем там была сложность на Сахалине, но подозреваю, что климатические и тектонические беспокойства. Но и там ведь не долго строили несмотря на удаленность.
2. Перевзка. Современный новый нефтеналивной супертанкер на 100 тыс тонн стоит что-то $100 млн. Это, помимо полного пакета судового оборудования еще и двойные баки для предотвращения разлива. Разлив газа не так опасен для экологии, зато куча хлопот с утеплением, с клапанами для герметичного хранения с небольшим избыточным давлением в 0.2-0.5 атм (это же своеобразные сосуды Муара получаются.), зато испаряющееся небольшое количество газа идет на питание энергетики танкера и, возможно, все вполне можно сбалансирвать так, чтобы ничего не выбрасывать. Цифр по ценам танкеров-газовозов я не нашел, но давайте из общих сображений считать, что за 100 млн газовоз на 50 тыс. тн СПГ построить можно. Плотность СПГ примерно 0.4 кг\л. Сжимаемость метана из газообразного в жидкое состояние - 600 раз. Т.е. газовоз на 50 тыс тн берет на борт 50000 х 600/0.4 = 75 млн м3. Если например мы хотим за год перевезти 30 млрд м3 метана (проектируемая мощность "северного потока"), а танкер оборачивается за 3 дня (погрузка-разгрузка и пара суточных переходов от Выборга до Гамбурга и обратно), то нам таких танкеров надо
30000000000*3/(75000000*365) =3.3 шт . 4 танкера отлично заменят "северный поток", оцениваемый в 10 млрд. 2 на терминалах, 2 - в пути -и балтику не перегрузят. При этом не надо разрешений просить ни у эстонцев, ни у финнов.
3. Передача потребителю. Не надо думать о стандартах - у кого какие фланцы, у кого какие давления... Вырабатывать свой стандарт и ставить терминалы под ключь. Точно также в 200 м от берега ставится платформа с причалами, к которой чалятся танкеры. Испарять можно и энергией газа, но проще забортной водички эту энергию брать. Красная цена разгрузочному терминалу, имхо - 100 млн! Так ведь эти терминалы можно вдоль всего побережья европы понаставить. И Франции продавать, и Испании - не надо за газораспределение немцам отстегивать.
Вот и получается, что дешевле 2 млрд можно получить полную альтернативу газопроводу. К том же без всех этих политических плясок и в кратчайшие сроки.
Но преимущество еще и в том, что появится опыт, кадры, отработанные технологии и пр. Ведь дальше моячат Ямал и Штокман. Туда вообще с газопроводами подойти проблематично. А учитывая очистившееся ото льдов в последнее время заполярье, да недогруженный ледокольный флот...
Учитывая большие расстояния до америк с австралиями можно рассчитывать вместо 4-х на 20-40 танкеров для доставки 30 млрд м3\год по всему миру. Если хотим продавать 300 млрд м3 - ну еще умножить на 10. Ну 400 танкеров - $40 млрд. Отбивается на торговле газом и при экологичном освоении нашего севера за месяцы. Зачем продавать ежегодно под 100 млрд м3 неплатежеспособным Белорусии и Украине, когда есть Индия, Малайзия, Китай, Япония?! А ведь нам на северах сжижать в прохладе даже чуть удобнее, чем в жарком Катаре. И если этим срочно заняться, то за 3-5 лет можно было бы стать реальным мировым поставщиком метана (учитывая, что у нас его более 30% мировых запасов).
Объясните, чего я не понимаю?!