adb wrote: Странная у вас логика. Нефте-газовые районы ХМАО, Томск, Тюмень будут жить вполне нормально и при 15 баксах и при 10. Смысла отделяться им нет. Остальным тем более: ничего им не перепадает сейчас и не будет перепадать при отделении. Я уж не буду говорить про технические детали (для отделения нужна поддержка армии, ВВ, МВД, чего не наблюдается. А так же поддержка местного населения, чего также нет и вряд ли будет).
Ну при 15 нынешних (не 20 летней давности) баксах сибирская нефть нерентабельна, особенно учитывая то как она добывалась и разведывалась в те же последние 20 лет. Но при 25 границу рентабельности, возможно, и преодолеет. Вопрос ведь не в этом. Если нефть опустится пусть даже до 40, но покупать ее будут в меньших количествах (а заодно и газ, и сталь, и фосфаты и еще многие продукты низкого передела) чем сейчас, то казна быстренько опустеет. А уменьшиться потребление в мире вполне может (с ним и цена). Помимо того, что меняется философия энергопотребления и добычи, будет меняться и вся философия экономики, следствием чего вполне ожет стать существенное уменьшение потребления углеводородов (особенно российских, учитывая противоречивую российскую политику). Сама себя Россия обеспечивать не умеет уже давно, а покупать забугорное - казна пустеет. При СССР была у центра какая-никакая сила (хотя тоже ужасно боялись), а сейчас единственный способ держать в подчинении регионы выполнять их финансовые требования не ниже какого-то уровня. Как только центр потеряет способность выполнять эти требования, так регионы и начнут откалываться по инициативе губернаторов (ибо губернаторы тоже понимают, что их могут на кусочки порвать). Вот и вся логика отделения. Самолетами московские омоны во владивостоки не навозишься, особенно когда этим омонам нечем платить. Хорошо, если мирно пройдет. Скажем, случится приморский майдан, скинет дарькиных и ультимативно потребует выборности губернатора. Новый губернатор вполне логично потребует бОльших полномочий, больше свободы от центра и меньшей обязанности перед ним. Поскольку центру нечего этим требованиям противопоставить, он согласится, заключит новый федеральный договор (формально еще внутри страны, но фактически - независимость). Там и другие регионы подтянутся. А потом, вкусив фактической свободы поставят вопрос и о формальной. Вот и развал страны. Особой армии и мвд для этого не надо - наоборот и своих сократят, и в центр платить не придется. Центру то не с руки их воевать будет на таком расстоянии да при отсутствии зарплаты для военных.
Но это лучший вариант, цивилизованный. Хуже, если центр будет упрямствовать до последнего и кончит штурмом Кремля москвичами. Вот тут действительно...
Что касается, какая выгода в отколе:
1. Не надо львинную долю отстегивать центру
2. Можно самим быстро назаключать концессий с иностранцами, которые принесут и более рентабельные технологии. Учитывая малое население ресурсных регионов это очень даже рентабельно.
adb wrote:Про Китай и Дальний Восток. Хм. У Китая были века для заселения ничейной территории. Были бы там нормальные земли Ермак наткнулся бы на китайцев. Массовое переселение китайцев возможно только при наличии работы в тех местах. А ее нет ни для озвученного миллиона китайцев, ни даже для сотни тысяч. Несколько десятков тысяч гастарбайтеров на стройках, лесопавалах максимум что сейчас есть и будет в ближаешее время. Были еще торговцы на рынках, но после введения одного закона они собрались и вернулись в Китай ибо ловить им было нечего.
Китайцев с севера монголы воевали. Потом манчжуров Хабаров гонял. Полоса вдоль южных границ вполне пригодна для жизни. Но вопрос не в пространствах для жизни, а в разработке недр. Ресурсы в самых непригодных для жизни местах неплохо разрабатываются вахтовым методом. Это только Сталин предпочитал норильски строить, да жд салехард-дудинка. Мировая экономика знает куда менее затратные и эффективные способы.
Ну а реальные возможности современного бизнеса и китайцев в частности показало то, как быстро и качественно был построен газопровод из Туркменистана в Китай. Этот процесс не остановить, хотя некоторые будут называть жадность, тупость, подозрительность и несговорчивость нынешних правителей России стратигической государственнической бережливостью.