ПАК ФА

И прочий транспорт будущего
User avatar
Зырянин
Уже с Приветом
Posts: 6156
Joined: 20 Dec 2007 16:46
Location: сша

Re: ПАК ФА

Post by Зырянин »

13-й wrote:
Зырянин wrote:
13-й wrote: Меня эта туфта с "мячами" в передней полусфере в одном лишь диапазоне частот мало интересует.
какая же это туфта?
размер металлической сферы с равным ЭПР используется в радиоизмерениях уже наверно полвека если не больше
Используется, но только для простых точечных целей, типа шара, треугольника, пластины и т.д. Для сложных целей используется диаграмма ЭПР.
правильно.
но сравнивать диаграммы крайне неудобно.
поэтому их усредняют, по кругу или полусфере.
User avatar
13-й
Уже с Приветом
Posts: 943
Joined: 28 Feb 2009 17:53

Re: ПАК ФА

Post by 13-й »

Зырянин wrote:
13-й wrote:
Зырянин wrote:
13-й wrote: Меня эта туфта с "мячами" в передней полусфере в одном лишь диапазоне частот мало интересует.
какая же это туфта?
размер металлической сферы с равным ЭПР используется в радиоизмерениях уже наверно полвека если не больше
Используется, но только для простых точечных целей, типа шара, треугольника, пластины и т.д. Для сложных целей используется диаграмма ЭПР.
правильно.
но сравнивать диаграммы крайне неудобно.
поэтому их усредняют, по кругу или полусфере.
Возможно, кто-то и усредняет где-то. Но ЭПР F-22 подается в СМИ, как ЭПР=0.0001м2 в передней полусфере в X-диапазоне частот. Это ли не туфта?
Или Вы хотите сказать, что 0.0001м2 это среднее у F-22 по кругу? Тогда какой же у него минимум и с какой стороны, можете сказать?
User avatar
13-й
Уже с Приветом
Posts: 943
Joined: 28 Feb 2009 17:53

Re: ПАК ФА

Post by 13-й »

Вот Вам для примера порядок цифр ЭПР с паралая:

"ЭПР металлической пластины размерами 1х1 кв.метр в 3-см диапазоне волн, в зависимости от угла наклона от нормали (волны падают слева направо):
Image - 223 тысячи м2
Image - 18 м2
Image - 3 м2
Image - 0,75 м2
Image - 0,4 м2

С криволинейными поверхностями сложнее, но сам принцип понять можно."
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php ... wrapheader
User avatar
Зырянин
Уже с Приветом
Posts: 6156
Joined: 20 Dec 2007 16:46
Location: сша

Re: ПАК ФА

Post by Зырянин »

13-й wrote: Возможно, кто-то и усредняет где-то. Но ЭПР F-22 подается в СМИ, как ЭПР=0.0001м2 в передней полусфере в X-диапазоне частот. Это ли не туфта?
Или Вы хотите сказать, что 0.0001м2 это среднее у F-22 по кругу?
ну да.

усредняют диаграмму рассеивания, пересчитывают в диаметр шарика, и вуаля.
Тогда какой же у него минимум и с какой стороны, можете сказать?
не совсем понял вопрос. минимумов много. и максимумов. диаграмма сложного обьекта очень изрезана.
Hamster
Уже с Приветом
Posts: 11475
Joined: 20 Nov 2000 10:01
Location: Escondido, CA

Re: ПАК ФА

Post by Hamster »

ЭПР F-22 подается в СМИ, как ЭПР=0.0001м2 в передней полусфере в X-диапазоне частот. Это ли не туфта?
Вообще-то 0.001 м2 усредненный по передней полусфере и 0.0001 с ключевых углов (в т.ч. точно спереди).
13-й wrote:Вот Вам для примера порядок цифр ЭПР с паралая:

"ЭПР металлической пластины размерами 1х1 кв.метр в 3-см диапазоне волн, в зависимости от угла наклона от нормали (волны падают слева направо):

С криволинейными поверхностями сложнее, но сам принцип понять можно."
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php ... wrapheader
Теперь давайте заменим металлическую пластину композитной из углепластика, и покроем ее 2-сантиметровым слоем простейшего коммерческого поглотителя микроволн

http://www.eccosorb.com/america/english ... ccosorb-an

который в X-диапазоне дает поглощение в 20-25 децибел (т.е. поглощает 99 .. 99.5% пришедшей энергии).
Протоукр
User avatar
13-й
Уже с Приветом
Posts: 943
Joined: 28 Feb 2009 17:53

Re: ПАК ФА

Post by 13-й »

Зырянин wrote: не совсем понял вопрос. минимумов много. и максимумов. диаграмма сложного обьекта очень изрезана.
Посмотрите ЭПР воробья со сложенными крыльями для начала. У воробья нет ни одной металической детали и костей с гулькин буй.
User avatar
13-й
Уже с Приветом
Posts: 943
Joined: 28 Feb 2009 17:53

Re: ПАК ФА

Post by 13-й »

Hamster wrote:
ЭПР F-22 подается в СМИ, как ЭПР=0.0001м2 в передней полусфере в X-диапазоне частот. Это ли не туфта?
Вообще-то 0.001 м2 усредненный по передней полусфере и 0.0001 с ключевых углов (в т.ч. точно спереди).
13-й wrote:Вот Вам для примера порядок цифр ЭПР с паралая:

"ЭПР металлической пластины размерами 1х1 кв.метр в 3-см диапазоне волн, в зависимости от угла наклона от нормали (волны падают слева направо):

С криволинейными поверхностями сложнее, но сам принцип понять можно."
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php ... wrapheader
Теперь давайте заменим металлическую пластину композитной из углепластика, и покроем ее 2-сантиметровым слоем простейшего коммерческого поглотителя микроволн

http://www.eccosorb.com/america/english ... ccosorb-an

который в X-диапазоне дает поглощение в 20-25 децибел (т.е. поглощает 99 .. 99.5% пришедшей энергии).
Теперь давайте заменим F-22 на F-15, покроем его композитом из углепластика, и покроем ее 2-сантиметровым слоем простейшего коммерческого поглотителя микроволн, который в X-диапазоне дает поглощение в 20-25 децибел (т.е. поглощает 99 .. 99.5% пришедшей энергии).
И спрашивается тогда, зачем огород городить с созданием F-22 и F-35? Покрывай композитом уже готовые самолёты и получай стэлсы?
Hamster
Уже с Приветом
Posts: 11475
Joined: 20 Nov 2000 10:01
Location: Escondido, CA

Re: ПАК ФА

Post by Hamster »

Теперь давайте заменим F-22 на F-15, покроем его композитом из углепластика, и покроем ее 2-сантиметровым слоем простейшего коммерческого поглотителя микроволн, который в X-диапазоне дает поглощение в 20-25 децибел (т.е. поглощает 99 .. 99.5% пришедшей энергии).
И спрашивается тогда, зачем огород городить с созданием F-22 и F-35? Покрывай композитом уже готовые самолёты и получай стэлсы?
Вес. F-15 весит 13 тонн, F-22 20 тонн. Не в последнюю очередь потому, что все металлические компоненты покрыты толстым слоем поглотителя. Для поддержания нормальной способности маневрировать нужен соответствующий апгрейд двигателя.

Композитный углепластик для сантиметрового радара прозрачен, простое покрывание металлической базы ничего не меняет. Дизайнеры F-22 целиком заменяли металлические элементы композитными, и покрывали поглотителем.
Протоукр
Компас
Ник удалён за многократные регистрации
Posts: 1740
Joined: 19 Nov 2009 07:50

Re: ПАК ФА

Post by Компас »

А пока суть да дело... :radio%:


ПАК ФА успешно выполнил второй полет
http://lenta.ru/news/2010/02/12/pakfa/
User avatar
Зырянин
Уже с Приветом
Posts: 6156
Joined: 20 Dec 2007 16:46
Location: сша

Re: ПАК ФА

Post by Зырянин »

13-й wrote:
Зырянин wrote: не совсем понял вопрос. минимумов много. и максимумов. диаграмма сложного обьекта очень изрезана.
Посмотрите ЭПР воробья со сложенными крыльями для начала. У воробья нет ни одной металической детали и костей с гулькин буй.
на знаю как воробья, но я однажды снимал диаграмму рассеивания человека в мм диапазоне. я бы не сказал что радиакально она радикально отличалась от , скажем, диаграммы макета (1:5) миг-15. аппаратура и безэховая камера были одни и же самые.
StrangerR
Уже с Приветом
Posts: 37986
Joined: 14 Dec 2006 20:13
Location: USA

Re: ПАК ФА

Post by StrangerR »

Зырянин wrote:
13-й wrote:
Зырянин wrote: не совсем понял вопрос. минимумов много. и максимумов. диаграмма сложного обьекта очень изрезана.
Посмотрите ЭПР воробья со сложенными крыльями для начала. У воробья нет ни одной металической детали и костей с гулькин буй.
на знаю как воробья, но я однажды снимал диаграмму рассеивания человека в мм диапазоне. я бы не сказал что радиакально она радикально отличалась от , скажем, диаграммы макета (1:5) миг-15. аппаратура и безэховая камера были одни и же самые.
Там вода. А у воробья кости и крылья, а жидкости очень мало. Я бы не стал сравнивать воробья, человека и F-22. Очень уж разные материалы в них использованы.
Hamster
Уже с Приветом
Posts: 11475
Joined: 20 Nov 2000 10:01
Location: Escondido, CA

Re: ПАК ФА

Post by Hamster »

Я точно не знаю насчет воробьев, но цыплята, так же как и люди, на 2/3 состоят из воды:

http://ps.fass.org/cgi/reprint/80/7/868.pdf

С точки зрения радара, существенного отличия между металлом и водой с растворенными в ней солями быть не должно.
Протоукр
User avatar
vm__
Уже с Приветом
Posts: 11756
Joined: 10 Feb 2005 16:08
Location: CMH

Re: ПАК ФА

Post by vm__ »

StrangerR wrote: Я бы не стал сравнивать воробья, человека и F-22. Очень уж разные материалы в них использованы.
+1 Да и тактико-технические (убойные типа) данные тоже как бы разные...
А сравнить - разговор типа поддержать - а почему бы и нет...
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: ПАК ФА

Post by tau797 »

Hamster wrote:Дизайнеры F-22
Дизайнеры - это которые одежду шьют и цвет штор подбирают. По-русски это называется - авиаконструктор.
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: ПАК ФА

Post by tau797 »

ПАК ФА получит "человеческий интеллект"
Российский истребитель пятого поколения Т-50, также известный как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), будет обладать рядом преимуществ перед американским F-22 Raptor. Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил начальник Генерального штаба вооруженных сил России Николай Макаров. "Прежде всего, это высокий интеллект, практически человеческий интеллект", - пояснил Макаров
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
ARARAT.
Уже с Приветом
Posts: 34817
Joined: 20 Oct 2006 00:29
Location: RUS->USA

Re: ПАК ФА

Post by ARARAT. »

Любопытно, куда в этом случае попадает какой-нибудь Prolog.NET
Т.е. вы уже начинаете осознавать что такое Пролог и для чего и где он используется и сейчас, 30 лет спустя...
Ето уже хорошо!
:great:
User avatar
vm__
Уже с Приветом
Posts: 11756
Joined: 10 Feb 2005 16:08
Location: CMH

Re: ПАК ФА

Post by vm__ »

Компас wrote: Нет ни одной задачи, которую может сделать ПРОЛОГ и которую нельзя написать на C++ или Java.
+1 или на Ассемблере, или машинке Тюринга (с головкой и бесконечной ленточкой)... Даже на Паскале, Фортране, PL... Небось, даже и на Коболе можно извратиться...

А вот, например, матлаб - это типа язык или жаргон/арго/новояз?

Кстати про AI: А много ли ников на Форуме выдержат тест Тюринга? :mrgreen: Впрочем, разумеется, это смотря кто сидит "с другой стороны", в смысле - оценивает человечность ответов (робот роботу глаз не выклюет?) :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: ПАК ФА

Post by tau797 »

Компас wrote:
tau797 wrote:1. Что значит "моя новость"? Я процитировал новостную ленту, которая, в свою очередь - высказывание Макарова.
А вы всё что на заборе написано цитируете?
Не все. Почему я эту новость процитировал, я исчерпывающе аргументировал выше.
Компас wrote:В данном случае все-таки не мешало бы проанализировать перлы тов. Макарова о "человеческом интеллекте", т.к. тов. Макаров ляпнул полный бред
Макаров, скажем так, не совсем удачно выразился. Тем не менее общая мысль ясна. Я об этом уже написал выше. А вы занимаетесь придирками не вполне по делу.
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: ПАК ФА

Post by tau797 »

Компас wrote:
tau797 wrote:Ну-ну. С "религиозными войнами" по поводу языков программирования прошу вас в другой раздел. Тут лишь отмечу, что вполне вероятно, что подобное "мнение" о Прологе вызвано всего лишь слабым знанием предмета
Ес-но на Прологе я коммерческие системы не писал (я же не мазохист)
А вот другие люди писали, и вполне успешно. То, что у вас недостаток информации на эту тему - ваши личные проблемы.
Компас wrote:а вот на уровне университетского курса, нас почти год заставляли на нем работать и ес-но язык был изучен довольно неплохо (в то время у меня еще энтузиазма учить всякие ненужные вещи было валом). Смею думать, что о Прологе я знаю побольше вашего
Компас, полагаю, вы еще слишком юны :mrgreen: скорее всего, отсюда и подобный агрессивный максимализм. Жизненный же опыт учит, что иногда лучше молчать, чем говорить, особенно если не знаешь, с кем вступаешь в дискуссию.
Компас wrote:Никаких разработок у России которые могут сделать искуственный "человеческий интеллект" - нет. И ни у одной страны на данном этапе нет (и даже нет предпосылок, что это будет в заметном будущем). А мы говорим про страны, где задел по AI на порядки больше, чем у России (США, Япония)
По поводу "искусственного человеческого интеллекта" - так это не совсем удачно Макаров высказался. А вы сразу в бой по этому мелкому поводу.
Что же касается систем искусственного интеллекта - т.е. тех, которые решают задачи, которые принято считать слабоформализуемыми или "интеллектуальными" - то наработки у нас есть. В том числе - те, которые воплощаются сейчас в проекте истребителя пятого поколения. И про "порядки больше", "порядки меньше" - это вопрос такой не вполне тоже однозначный.
Любите людей.
King Regards,
Andrey
User avatar
geek7
Уже с Приветом
Posts: 20198
Joined: 01 Dec 2003 23:16
Location: Russia->USA

Re: ПАК ФА

Post by geek7 »

tau797 wrote:
Компас wrote:Ес-но на Прологе я коммерческие системы не писал (я же не мазохист)
А вот другие люди писали, и вполне успешно. То, что у вас недостаток информации на эту тему - ваши личные проблемы.
tau797, что за я коммерческие системы Вы писали на прологе? Ну или даже не Вы, все равно интересно, что на нем такого понаписанно?
tau797 wrote:лучше молчать, чем говорить, особенно если не знаешь, с кем вступаешь в дискуссию.
Так раскройте нам глаза - с кем же вступил Компас?
Говори что думаешь, думай что говоришь!
Маразм крепчал и скрепы гнулись
User avatar
tau797
Уже с Приветом
Posts: 14798
Joined: 27 Aug 2001 09:01
Location: Russia->USA->Russia

Re: ПАК ФА

Post by tau797 »

erix wrote:
ARARAT. wrote:На PAK FA пока еще ничего не установленно, вернее мы етого еще не видели...
У нас в разделе принято писать про будущее, то есть стесняться не надо. :D
Ну, вроде что-то намекали, что на Су-35 интеллектуальная поддержка летчика уже реализована в значительной степени.
Но, конечно, в деталях нам о ней не расскажут 8)
Любите людей.
King Regards,
Andrey
Hamster
Уже с Приветом
Posts: 11475
Joined: 20 Nov 2000 10:01
Location: Escondido, CA

Re: ПАК ФА

Post by Hamster »

Пилот в современном истребителе, вообще, вещь сравнительно бесполезная. Почти все, что он может, бортовой компьютер с минимальной поддержкой с земли может делать не хуже него. Пилот только мешает, т.к. современный истребитель без проблем может при необходимости делать -10g, а пилот уже при -3g теряет сознание. Скорость реакции у компьютера микросекунды, у самого тренированного пилота 150 миллисекунд (за 150 миллисекунд типичный истребитель пролетает 6 своих длин). Даже распознавание целей на "свой-чужой" в реальном мире зачастую делается электроникой, с минимальным вовлечением пилота (с 50 км пассажирский самолет от вражеского бомбардировщика визуально отличить нельзя).

Я даже называть то, что делает компьютер, "искусственным интеллектом", не стал бы. Управление двигателями и плоскостями, ведение целей радаром, стрельба из ракет и пушки, расчеты типа "повернуть налево на 3.5 градуса и выстрелить через 1.945 секунд из пушки, чтобы снаряд, летящий со скоростью X, попал во вражеский самолет, летящий со скоростью Y на азимут 62 градуса" - ничего особо интеллектуального в этом нет. Искусственный интеллект предполагает нетривиальное распознавание образов и самообучение. Ни то, ни другое в истребителе не нужно. Соответственно, не нужен и Пролог. Математические расчеты траекторий прекрасно делаются и на C. Американцы (F-22, F-35) и европейцы (Eurofighter) все пишут или на диалекте Паскаля, или частично на C++.

Основной нетривиальный аспект, это координация всей техники, и, по крайней мере, у американцев она хорошо разработана - все истребители и АВАКСы представляют собой как бы сеть, получают данные от спутников, обмениваются информацией, так что в любой момент каждый истребитель знает о местонахождении и траектории всех вражеских самолетов.
Протоукр
Компас
Ник удалён за многократные регистрации
Posts: 1740
Joined: 19 Nov 2009 07:50

Re: ПАК ФА

Post by Компас »

tau797 wrote:Ну, вроде что-то намекали, что на Су-35 интеллектуальная поддержка летчика уже реализована в значительной степени.
"И вы говорите" :mrgreen:
User avatar
ARARAT.
Уже с Приветом
Posts: 34817
Joined: 20 Oct 2006 00:29
Location: RUS->USA

Re: ПАК ФА

Post by ARARAT. »

Управление двигателями и плоскостями, ведение целей радаром, стрельба из ракет и пушки, расчеты типа "повернуть налево на 3.5 градуса и выстрелить через 1.945 секунд из пушки, чтобы снаряд, летящий со скоростью X, попал во вражеский самолет, летящий со скоростью Y на азимут 62 градуса" - ничего особо интеллектуального в этом нет.
Yep! Если все что вы описали отработает четко как вы описали, в реальных условиях ето так не работает...
Вернее надо по опыту подтвердить, что отклонение на 3.5 градуса при совокупности всех параметров полета исполняется за N количество секунд при задействовавнии K количества исполнителей. И так начиная с каждого исполнителя при опеределенных параметров полета. Ето требует накопление "банка знаний" каждой конкретной машины при конкретном наборе параметров полета.
Управление двигателями(точное исполнения комманд "высокого уровня" особенно) кстати тоже задача очень нетривиальная, так как его поведение сильно зависит от всех елементов конкретного двигателя, общих параметров работы и от внешних параметров(атмосферных, полетных и т.д. и т.п.), что-бы отсекать и "исправлять" заложенные алгоритмы и логику работы при совокупности всех етих параметров надо иметь мощную базу знаний, постоянно само-корректирующуюся.
Управление обьектом как одним целым, т.е. команда дается сдвинуть маршрут на N градусов и прохождение точки M на K секундах от текущего времени. Да летчик сам может попробывать ето произвести, но когда мшина сама "знает" как ето сделать, причем в зависимости от всех условий полета и выполняемого задания и боевой ситуации "за бортом", причем постоянно накапливая знания о отклонениях конкретной машины в зависимости от всех условий автоматически...
Далее проблеммы отсечения ложных данных, проблеммы отсечения незапрограммированных ситуаций.
Далее поднимаясь "выше" начинаются уже "обьектные" задачи, к примеру опеределение параметра целей и связывание их с существующим заложенным типам. А если цель не прописанна, то накопление "знаний" о ней, что-бы корректировать.
Да там огромное поле для елементов AI, практически неисчерпаемое...
Надо только стараться держать баланс естественно.
:)
PS Потом для наземной диагностики ети все накопленные знания очень важны, что-бы следить на узлами конкретного екземпляра и еффективностью всех его узлов, необходимость модернизации или изменения, далее прописки "общих" знаний" поведения на все машины модели или серии или части или местных погодных условий или методов ведения боя или ... миллион или будет...
Last edited by ARARAT. on 18 Feb 2010 03:08, edited 1 time in total.
Hamster
Уже с Приветом
Posts: 11475
Joined: 20 Nov 2000 10:01
Location: Escondido, CA

Re: ПАК ФА

Post by Hamster »

Естественно, абсолютной точности от каждого маневра ждать нельзя. Нужна калибрация сенсоров и двигателей, враг может в любой момент увеличить или уменьшить скорость, порывы ветра и т.д.. Поэтому траекторию нужно непрерывно пересчитывать и корректировать. Бортовой компьютер, к счастью, это может делать очень быстро (особенно если код написан на языке низкого уровня типа того же Паскаля, а не на Прологе). Роль пилота может сводиться к тому, что ему на экране показывается список целей, предлагается одна из них, он дает добро ее сбивать, после чего бортовой компьютер сам маневрирует и стреляет, стараясь не расплющить пилота чрезмерными перегрузками.
Протоукр

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”