Добрый вечер. Юлия Латынина, «Код доступа», +7 985 970-45-45. Наконец, обнаружилась причина, по которой падают наши космические спутники. Руководитель Роскосмоса господин Поповкин предположил, что это связано с воздействием с теневой для России стороны Земли. «Не хочется ни в чем обвинять, - господин Поповкин говорит, - но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические препараты, возможности применения которых нельзя исключить». Обратите внимание, вот есть американская ракета «Атлас», которая летает с российским двигателем РД-180. Еще раз: американская ракета «Атлас» летает на российском двигателе, одном из лучших, если не лучшем двигателе этого класса. Можно зайти на страничку Pratt & Whitney и посмотреть про двигатель. Вот, нет, чтобы американцам испортить этот двигатель у себя на стартовом столе или вообще сказать «Вот, кровавый режим Путина, не будем использовать двигатель РД-180». Кстати, по-моему, и Протон у нас летает в рамках International Launch. Так нет же, портят с помощью специальных аппаратов на обратной стороне Земли.
У меня есть более простые способы объяснения того, что случается с нашими космическими аппаратами. Хотя, я совершенно согласна с господином Поповкиным и господином Чайкой, что беды, связанные с нашими космическими аппаратами, и причины, по которым люди выходят на улицу, что все это вызывают одни и те же товарищи.
Например, вот есть такой помощник по связям с общественностью в Фондсервисбанке (Фондсервисбанк, напоминаю, у нас занимается финансированием космической отрасли), ее зовут Анна Чапман. Вот это дама, которая плакала, чтобы ее оставили в США, теперь, кажется, на РЕН ТВ она рассказывает чего-то про зеленых человечков. Это уже вопрос, да? Помощник по связям с общественностью в космическом банке и программа на РЕН ТВ, уж не помню там, про зеленых человечков или про что. А вот она работает в этом банке господина Воловника. Очень хорошо помню свое впечатление от встречи с господином Воловником – мы беседовали не о космосе, хотя господин Воловник звал меня на Байконур, предлагал участие там в каких-то программах. Мы беседовали о предпринимателе Юрии Финке, об изобретателе Юрии Финке. Я не могу сказать, что там было такое большое изобретение. Вся эта история мне тоже не очень нравилась, потому что там было какое-то изобретение для железной дороги, очень походившее на способ освоения денег. Я бы сказала, что у нас железная дорога нуждается в более простых вещах, нежели возможности мгновенно определить, где какой вагон в каком месте находится. Ну вот хорошо, вот это, все-таки, было изобретение, сделал его Финк, они получили от железной дороги деньги на реализацию этого изобретения. И в тот момент, когда они получили деньги, вдруг выяснилось, Юрий Финк угодил в тюрьму, потому что Фондсервисбанк и господин Воловник заявили, что он, оказывается, у них свое изобретение украл.
И вот почему я очень хорошо помню господина Воловника? Потому что это он мне лично, глядя в глаза, объяснял, что Финк получил деньги, закрыл перед его банком кредит и открыл кредит в новом банке. А потом выяснилось, что Финк – мошенник и свое изобретение украл. Еще раз минуточку внимания, потому что из этого совершенно ясно, что произошло, кто мошенник и кто кого посадил (а Финк сейчас сидит в тюрьме, и он, кстати, практически стал слепой), потому что если человек хочет кинуть банк, которому он когда-то отдал права на изобретение, то он, наверное, и кредит ему не вернет. А в данном случае человек закрыл свои долги перед банком и пошел в другой банк, послал господина Воловника. И тут после этого банк вспомнил, что у него все украли.
Так что вот я думаю, что... Это просто один из таких моментов, что я думаю, что пока Роскосмос будет пользоваться услугами таких банков, то эти спутники будут летать так же, как деньги в таких банках, то есть криво.
Еще одну историю рассказываю. Группа молодых ученых делала гироскопы. Прикопались к ним фсбшники. Гироскопы были совершенно удивительного качества, и фсбшники догадались: «А, - говорят, - они у вас в израильских ракетах стоят» и попросили соответствующую взятку. Делались эти гироскопы на российских заводах, пользовались, действительно, мировой популярностью. Ну что? Ребята пожали плечами, взятку заплатили и свалили куда-то, и сейчас делают свои гироскопы в другом месте и сидят в Ницце.
Еще одна история. 2007-й год, скандал. Некто Юрий Гайдуков, прикомандированный к Счетной палате, служил он при тогдашнем аудиторе Абрамове, бывшем чеченском премьере. То есть товарищ Абрамов проходил нелегкую науку аудита в Чечне. Вот этот господин Гайдуков вымогал у НПО «Энергомаш», того самого, который делает двигатели РД-180, взятку в 7 миллионов евро и был взят с поличным. А вымогал он, собственно, за эти же самые американские двигатели и, причем, он, собственно, сорвал их поставки.
А вот, ведь, вдумайтесь, мелкий жучок, уже уволенный один раз со скандалом с госслужбы, господин Гайдуков возглавлял Агентство по авторским правам (и там очень много было интересных историй). Не Путин, то есть, не Патрушев – мелкий взяточник срывал международный проект объемом... Я не могу сказать, что там были миллионы или миллиарды долларов, потому что уровень доверия не оценивается в деньгах. Он срывал присутствие России на международной космической арене для того, чтобы получить взятку в 7 миллионов евро. Причем, и Степашин сначала сказал, что это была совместная операция по выявлению взяточников, потом сказал, что Гайдуков ни в чем не виноват, а потом снова сказал, что это была совместная операция. Вот интересно, что должны думать в таких историях американцы? Вот, как они будут объяснять в Конгрессе, что «да, у нас тут ракета «Атлас» не летит. Но не думайте: это не Путин, это не стратегическое решение российского правительства, это вот там взяточник какой-то в этой (НЕРАЗБОРЧИВО), человек вымогал». И кто наказан за эту историю кроме Гайдукова? Степашин уволен, например?
Идем дальше. Была такая корпорация «Sea Launch», «Морской старт», международная корпорация, в том числе с российским участием. В 2009 году она объявила о своем банкротстве, ну, потому что обанкротилась, потому что она несостоятельная. Долгов у нее было на миллиард, а активов у нее было в лучшем случае, ну, там, мягко говоря, от 100 до 500 миллионов долларов. И, вот, РКК «Энергия» у нас выкупила обанкротившийся проект «Морской старт». Я могу спросить, в чем сермяжный смысл покупки российской корпорацией обанкротившегося международного проекта? И откуда у «Энергии» деньги? У Боинга на это денег нет, у Локхида нет, у «Энергии» - нашлось. Я смотрю интернет, смотрю: Сбербанк предоставил кредит «Энергии» на 5,8 миллиардов рублей. Я правильно понимаю, что именно эта денежка, а вовсе не заработанная нашими космическими извозчиками пошла на выкуп банкрота «Sea Launch». Вообще, очень жалею, что эта замечательная сделка прошла мимо внимания Алексея Навального. Она, безусловно, его достойна.
Кстати, о покупках и сделках другая история. EADS, Европейский космический консорциум. Говорят, что трейдеры ВТБ в свое время тихонечко скупали акции в надежде на рост. Когда они начали падать, решили докупить еще, вложили миллиард евро. EADS рухнул, стало ясно, что пора признаваться. Тогда они стали втирать Кремлю историю о том, что «у нас будет стратегическое партнерство с EADS». А, значит, акции в минусе, теперь их пытаются сплавить в ОАК, Объединенную авиационную компанию. Там проблема: когда ОАК их возьмет по рыночной цене, то убыток будет зафиксирован.
Еще один вопрос. Есть такая ракета «Ангара». То есть, собственно, вопрос заключается в том, что ее нет. В случае создания центр Хруничева получал монополию практически на запуски ракет в России. Запустить ее должны были в 2005 году, в очередной 8-й раз обещают запустить в 2013-м. Причем, чтобы было понятно, там сорваны не сроки, а контракты. Американцы были готовы тоже, насколько я понимаю, летать на «Ангаре». Можно узнать у Поповкина, кто сорвал? Насколько я предполагаю, инопланетяне с Сириуса. Они боятся российского космического соперничества, они боятся, что Ангара первая долетит до (НЕРАЗБОРЧИВО).
Значит, завершая еще один момент, читаю: «Центр имени Хруничева представил полноразмерный макет российского возвращаемого ускорителя первой ступени «Байкал» для многоразовых вариантов ракет «Ангара». «Байкал» рассчитан на 25 запусков, в дальнейшем их число планируется увеличить до 200». Центр Хруничева подписал соглашение об использовании «Ангара» с американской компанией Локхид Мартин. При этом Локхид выделил 86 миллионов долларов, а основные средства станут поступать от компании International Launch Services. И еще раз обращаю внимание, российский возвращаемый ускоритель для многоразовых вариантов ракет-носителей «Ангара». Знаете, какого года эта заметка? 2001-го.
Я правильно понимаю, что из нее следует, что Локхид Мартин давал Хруничеву деньги на «Ангару» и «Байкал» и эти деньги Хруничев прое... проел. Я не специалист в космической области. То, о чем я говорю, это просто слова экономиста. Я не вхожу в тонкости конструкции ракет, я не собираюсь выяснять, на чем они летают, на гептиле или керосине. Но вот если я читаю, что в 2001 году Локхид дает Хруничеву деньги и в 2012 это не летает и не собирается, значит, контракты сорваны, а деньги прое... проедены. И как? Это все американцы виноваты?
Еще одна такая, маленькая деталь, о которой я хотела сказать. Вот, можно зайти на страничку в Google и набрать что-нибудь типа Private Space и посмотреть, какое количество частных компаний пытаются запустить и уже запускают частные космические корабли. В 2004-м полетел первый, который назывался «SpaceShipOne». Он, правда, был суборбитальный. А теперь владельцы этой компании объявляют, что они достаточно скоро собираются запустить «SpaceShipTwo» и предлагать космический туризм по цене 200 тысяч долларов за полет. XCOR Aerospace тоже планирует суборбитальный космический полет со своим ракетопланом LYNX. Ну, это она только планирует. А, вот, 2006-й год, Bigelow Aerospace – это тоже частная компания, запуск «Genesis-1» – это типа прототипа будущей космической станции. В 2007 году они запустили «Genesis-2». Еще несколько компаний, которые над этим работают, - Virgin Galactic, Space Adventures, RocketShip Tours, ARCASPACE, Planet Space, Canadian Airway, (НЕРАЗБОРЧИВО).
Есть «Falcon 9», ракета, которая была запущена в 2010 году впервые без пассажиров – она принадлежит компании SpaceX. Они собираются сделать ее уже с человеком. И я смотрю, и среди этого нет российских кораблей. Мне ужасно жалко. Потому что, в общем-то, космос – это то, в чем у нас был, действительно, задел. И я как-то никак не могу сказать, что это все из-за проклятых ельцинских лет. Потому что как выясняется, в проклятые ельцинские года, ну, та же самая «Энергия» заключила, например, контракт с «Атласом» на тот самый РД-180, были сделаны какие-то международные проекты. Да, конечно, это не были грандиозные проекты, которые позволяли, ну, там, допустим, как в старое доброе советское время, когда 80% ВВП составляла оборонка, в каждом цеху производить по 20 ракетных двигателей для «Сатаны». Ну, извините, времена другие. А мы видим, что уже в эти 12 путинских лет все это проедено, растрачено, ушло в какие-то безумные государственные проекты.