Shuttle Columbia? What happened?

И прочий транспорт будущего
User avatar
Capricorn
Уже с Приветом
Posts: 16722
Joined: 19 Oct 2002 23:09
Location: мАсква-USA...->NJ

Post by Capricorn »

MaxSt wrote:Тут можно видеть как кусок оболочки бьет по левому крылу (на старте) -
http://www.msnbc.com/news/867336.asp

Далее там пишут - “The damage conditions included one tile missing, down to multiple tiles missing over the area of about 7 inches by 30 inches”.

MaxSt.


In addition:
http://www.msnbc.com/news/867926.asp
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Оригинал взят отсюда:

http://shogun.shafted.com.au/temp/cnnsucks.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Привет.
User avatar
OleksandrUAUS
Уже с Приветом
Posts: 538
Joined: 01 Nov 2002 19:22
Location: UA->US, Northern CA

Post by OleksandrUAUS »

Privet wrote:Оригинал взят отсюда:

http://shogun.shafted.com.au/temp/cnnsucks.jpg

Они, наверное, "звука" имели в виду (хотелось бы верить)...
Спасибо родному ОВИРУ за все...
Agent008
Новичок
Posts: 39
Joined: 12 Nov 2002 18:14

Post by Agent008 »

DP wrote:
Agent008 wrote:2DP:
гироскопы тоже наверное не работают


ну так вы изучите сначала как они работают, как механические так и немеханические, на том же самом google... :wink:

Agent008 wrote:Не знаю, но их раскрутка занимает не 5 минут. На истребителях - 5-10 минут, а на таких посудинах поболее. Либо их надо заранее раскручивать.


гироскопы бывают не только механические, а что касается механических - их можно запускать до момента начала приземления


Вы знаете, у меня сложилось такое впечатление, что по теме Вам сказать нечего, как в том анекдоте " а вот если бы у рыб была шерсть, то там бы водились блохи, а вот блохи ..." 8O (Кстати, Вы - пишется с большой буквы)

А Вы считает себя спецом по гироскопам? :wink: Тогда посвятите меня как влияет радиация, вибрация и плазма (и все что она производит) на их точность.
Далее, что Вы можете сказать про эффективность даже немеханических гироскопов, их надежность и точность. Не берите идеальные условия, а лучьше реальные. Далее, каким образом Вы их собираетесь использовать (чем управлять-то) ? Про аэродинамические рули не надо начинать, про ракетные тоже. Вообщем, разговор был про спасательный аппарат на скорости 10М и высоте 60 км.
Вообщем, как обычно, трепаться мы умеем все ...

2Kommisar:
>У меня пока выстроилась такая цепочка событий (белых пятен по-прежнему >много):
>1) Дверки шасси в левом крыле чуть-чуть приоткрылись (cracked open) -- >либо как последствие от удара по левому крылу на старте, либо как >результат барахления в системе контроля шасси.

Все может быть, но открыться такой дверки просто так не легко. Ее поджимает поток снизу.А как ее повредить - так еще сложнее представить.
А удар был сверху или снизу?
Конечно были такие случаи во время боевого применения авиации, когда сняряд попадал в верхнюю часть крыла (осколки ракеты), далее верхняя крышка бака сотрясалась и прогибалась, совершая сильные вибрации на непродолжительное время. Этот процесс пораждал гидравлический удар топлива по нижней крышке бака вплоть до его разрушения. Таким образом вылетало или коробилось днище бака вместе с нижней поверхностью крыла.
Ну и крышка шасси тоже. Проблема решается с помощью наполнителя в баке.

Кто знает, у Шатла топливо в крыльвых баках хранится? Уж слишком тонкое оно, учитывая защиту и пр. охлаждение.
User avatar
DP
Уже с Приветом
Posts: 17361
Joined: 24 Jan 1999 10:01
Location: Pittsburgh, PA, USA

Post by DP »

Agent008 wrote:
DP wrote:
Agent008 wrote:2DP:
гироскопы тоже наверное не работают


ну так вы изучите сначала как они работают, как механические так и немеханические, на том же самом google... :wink:

Agent008 wrote:Не знаю, но их раскрутка занимает не 5 минут. На истребителях - 5-10 минут, а на таких посудинах поболее. Либо их надо заранее раскручивать.


гироскопы бывают не только механические, а что касается механических - их можно запускать до момента начала приземления


Вы знаете, у меня сложилось такое впечатление, что по теме Вам сказать нечего, как в том анекдоте " а вот если бы у рыб была шерсть, то там бы водились блохи, а вот блохи ..." 8O (Кстати, Вы - пишется с большой буквы)


ну конечно до вашей идеи о применении магнитных компасов ( "компас не работает (из-зи ионизации воздуха)" (ц) ваше ) в данной ситуации мне далеко :pain1:

Agent008 wrote:А Вы считает себя спецом по гироскопам? :wink: Тогда посвятите меня как влияет радиация, вибрация и плазма (и все что она производит) на их точность.
Далее, что Вы можете сказать про эффективность даже немеханических гироскопов, их надежность и точность. Не берите идеальные условия, а лучьше реальные. Далее, каким образом Вы их собираетесь использовать (чем управлять-то) ? Про аэродинамические рули не надо начинать, про ракетные тоже.


сходи на google и набери к примеру +gyroscope +warhead
узнаешь много нового.

механические гироскопы стояли на МБР - там тряски и вибрации достаточно... что касается радиации - очевидно что уровень ее не больше чем может вынести организм человека в шаттле + гироскоп легко экранировать... что касается маневрирования - MIRV могут выполнять evasive maneuvers - а там скорость больше чем у шаттла... что касается спасательной капсулы - я зачем маневрировать ??? будет как отечественный спускаемый аппарат - затормозит в плотных слоях атмосферы и так далее...
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Agent008, пожалуйста, не надо пускаться в псевдо-технические рассуждения в этом топике.
Привет.
PavelM
Уже с Приветом
Posts: 13316
Joined: 13 Jun 1999 09:01
Location: Yekaterinburg -> Montreal

Post by PavelM »

PavelM wrote:
Hamster wrote:CNN:
"Russian space agency spokesman Sergey Gorbunov said the station could face at least a temporary abandonment if the shuttle program suspension lasts too long.
"


А Горбунов вообще странный товарищ, своим говорит одно, иностранцам другое. Видел как-то на сайте Росавиакосмоса два его интервью одного дня для своих и чужих - первое полная противоположность второго.


Ну вот опять... черт его разберет:

- Россия в состоянии обеспечить нормальную работу МКС в этом и в следующем годах, - заявил мне пресс-секретарь главы «Росавиакосмоса» Сергей ГОРБУНОВ. - Я только что звонил директору завода, где собирают «Прогрессы» и «Союзы». В этом году кораблей будет достаточно. Главное, чтобы работы были вовремя оплачены правительством.

...из интервью Комсомольской Правде.
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Что можно ожидать от пресс-серетаря? Вероятно, он считает, что его задача заключается в том, чтобы для каждых ушей подобрать соответствующую лапшу.
Привет.
PavelM
Уже с Приветом
Posts: 13316
Joined: 13 Jun 1999 09:01
Location: Yekaterinburg -> Montreal

Post by PavelM »

Из отчета за день до посадки ...

"We did our normal flight control systems checkout. ... All the systems we use for entry, we had no problems, the vehicle performed flawlessly today as it has the entire mission."

The only issue - and Cain said it was not significant - is a bit of possible tile damage on Columbia's left wing. Video of launch shows what appears to be a piece of foam insulation from the shuttle's external tank falling away during ascent and hitting the left wing near its leading edge.

But Cain said engineers "took a very thorough look at the situation with the tile on the left wing and we have no concerns whatsoever. We haven't changed anything with respect to our trajectory design. It will be a nominal, standard trajectory."

Commander Rick Husband and pilot William McCool plan to fire Columbia's twin braking rockets at 8:15 a.m. Saturday to begin the hourlong glide to Earth. Touchdown on runway 33 at the Kennedy Space Center is expected at 9:16 a.m.

For early risers in the San Francisco area, Columbia should put on quite a show as it streaks across the sky in pre-dawn darkness. Assuming an on-time deorbit "burn," Columbia will make landfall around 5:55 a.m. PST.

"This will be a very good visual sighting for folks on the West Coast as well as mid Arizona, the New Mexico area," Cain said. "It should be a pretty spectacular event for folks (in the San Francisco area) who have never seen a shuttle sighting at night. It's a sight to see and this one should be a very good one." :?
User avatar
DNA
Уже с Приветом
Posts: 292
Joined: 26 Oct 2002 02:32
Location: CANADA

Post by DNA »

На "Лебеде":

"...Во время интервью израильского астронавта показывали вид на землю из иллюминатора – на крыле Колумбии видны две трещины...
Ежели кто по-немецки читает - то подробности
href="http://www.spiegel.de/wissenschaft/weltraum/0,1518,233595,00.html


Image
"Главное в любом споре-вовремя перейти на личности!"-(с) М.Жванецкий
User avatar
OleksandrUAUS
Уже с Приветом
Posts: 538
Joined: 01 Nov 2002 19:22
Location: UA->US, Northern CA

Post by OleksandrUAUS »

& wrote:На "Лебеде":

"...Во время интервью израильского астронавта показывали вид на землю из иллюминатора – на крыле Колумбии видны две трещины...
Ежели кто по-немецки читает - то подробности
href="http://www.spiegel.de/wissenschaft/weltraum/0,1518,233595,00.html

Ого...
Просмотрели, похоже.
Блин, видели же, что левое крыло зацепило.
:pain1:
Спасибо родному ОВИРУ за все...
User avatar
sergeibob
Уже с Приветом
Posts: 919
Joined: 10 Dec 2001 10:01
Location: Moscow -> Boston

Post by sergeibob »

Статья в Time
[url=http://www.time.com/time/covers/1101030210/sceasterbrook.html]The Space Shuttle Must Be Stopped
It's costly, outmoded, impractical and, as we've learned again, deadly
[/url]
...
Though the space shuttle is viewed as futuristic, its design is three decades old. The shuttle's main engines, first tested in the late 1970s, use hundreds more moving parts than do new rocket-motor designs. The fragile heat-dissipating tiles were designed before breakthroughs in materials science. Until recently, the flight-deck computers on the space shuttle used old 8086 chips from the early 1980s, the sort of pre-Pentium electronics no self-respecting teenager would dream of using for a video game.

Most important, the space shuttle was designed under the highly unrealistic assumption that the fleet would fly to space once a week and that each shuttle would need to be big enough to carry 50,000 lbs. of payload. In actual use, the shuttle fleet has averaged five flights a year; this year flights were to be cut back to four. The maximum payload is almost never carried. Yet to accommodate the highly unrealistic initial goals, engineers made the shuttle huge and expensive. The Soviet space program also built a shuttle, called Buran, with almost exactly the same dimensions and capacities as its American counterpart. Buran flew to orbit once and was canceled, as it was ridiculously expensive and impractical.

Capitalism, of course, is supposed to weed out such inefficiencies. But in the American system, the shuttle's expense made the program politically attractive. Originally projected to cost $5 million per flight in today's dollars, each shuttle launch instead runs to around $500 million. Aerospace contractors love the fact that the shuttle launches cost so much.
...
Why did NASA stick with the space shuttle so long?

Though the space shuttle is viewed as futuristic, its design is three decades old. The shuttle's main engines, first tested in the late 1970s, use hundreds more moving parts than do new rocket-motor designs. The fragile heat-dissipating tiles were designed before breakthroughs in materials science. Until recently, the flight-deck computers on the space shuttle used old 8086 chips from the early 1980s, the sort of pre-Pentium electronics no self-respecting teenager would dream of using for a video game.
...
NASA announced that the shuttle fleet would remain in operation until 2020, meaning that Columbia was supposed to continue flying into outer space even when its airframe was more than 40 years old! True, B-52s have flown as long. But they don't endure three times the force of gravity on takeoff and 2000° on re-entry.

A rational person might have laughed out loud at the thought that although school buses are replaced every decade, a spaceship was expected to remain in service for 40 years. Yet the "primes," as NASA's big contractors are known, were overjoyed when the Space Launch Initiative was canceled because it promised them lavish shuttle payments indefinitely. Of course, the contractors also worked hard to make the shuttle safe. But keeping prices up was a higher priority than having a sensible launch system.
...


Трудно не согласиться со многими выводами.
Если я попался вам навстречу,
Значит, вам со мной не по пути.
(С) Алексей Романов
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

&, вряд ли это трещины и вряд ли это, вообще, крыло. Какие-то там не вполне аэродинамические конструкции.

Из сегодняшних новостей пока ясно только то, что расследование сосредоточено на левом крыле. Датчики и поведение шаттла показывает, что проблемы начались там.
До посадки было проведено моделирование худшего и лучшего сценария того, что может случиться вследствие потери части изоляции на крыле. Результаты показали, что в самом худшем случае можно ожидать некоторых разрушений крыла, но никак не всего аппарата. Таким образом, полная картина пока не складывается.


Вопросы к экспертам:

1. Материал, который оторвался от обтекателя называют foam - пенопласт. Это действительно пенопласт или имеется в виду термоизоляционное покрытие аналогичное тому, которое используется на самом шаттле, которое тоже выглядит как пенопласт?

2. Как известно, основные термические нагрузки возникают только при посадке. Правильно я понимаю, что при взлете тепловые нагрузки меньше потому, что основной разгон происходит на высотах выше 100 км, т.е. выше плотных слоёв атмосферы?

Только пожалуйста, не надо догадок. С основами физики мы все знакомы.
Привет.
PavelM
Уже с Приветом
Posts: 13316
Joined: 13 Jun 1999 09:01
Location: Yekaterinburg -> Montreal

Post by PavelM »

На сайте журнала Новости Космонавтики в форуме идет обсуждение с техническими подробностями, в том числе от одного инсайдера из НАСА о подготовке к этому полету. Так что эксперты скорее там. Пока их основная версия - перегрев и разрушение как следствие нарушения ориентации корабля на этапе спуска. А вот первопричиной могли быть повреждения левого крыла, отказ системы управления, гидравлики и пр.
Мне тоже кажется это наиболее вероятным. Была же попытка коррекции положения корабля, сейчас даже признали что для этого включались двигатели на 1.5 секунды. Еще была информация о том что телеметрия еще поступала в течение 30с после обрыва связи.
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

Privet wrote:До посадки было проведено моделирование худшего и лучшего сценария того, что может случиться вследствие потери части изоляции на крыле. Результаты показали, что в самом худшем случае можно ожидать некоторых разрушений крыла, но никак не всего аппарата. Таким образом, полная картина пока не складывается.


Могло так получиться, что левое крыло частично разрушилось и элероны правого крыла ушли в дальнее положение, чтобы компенсировать "draft". После этого, предположим, что-то оторвалось от левого крыла и шаттл резко развернуло, т.е. автоматика не успела убрать правый элерон. На пресс-конференции говорили ведь, что в такое положение элерон ни разу не приходил за всю историю полетов.

Просчитывали и можно ли просчитать такой вариант?

--
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Кстати, с моей точки зрения, последнюю фразу даже в американских источниках передают не вполне верно. Я читал расшифровку как "...copy... last message...". При прослушивании там явно слышится "... cope (?) ...". Т.е. "не сопоставили", "не сходится" или что-то подобное. Может кто пояснить? Я не являюсь экспертом в английском. Я ошибаюсь?

Кстати, вот ссылка на упомянутый форум:

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/ubb/ ... 00518.html
Привет.
frankie
Уже с Приветом
Posts: 299
Joined: 19 Jan 2001 10:01
Location: Campbell, CA

Post by frankie »

1. Материал, который оторвался от обтекателя называют фоам - пенопласт. Это действительно пенопласт или имеется в виду термоизоляционное покрытие аналогичное тому, которое используется на самом шаттле, которое тоже выглядит как пенопласт?

2. Как известно, основные термические нагрузки возникают только при посадке. Правильно я понимаю, что при взлете тепловые нагрузки меньше потому, что основной разгон происходит на высотах выше 100 км, т.е. выше плотных слоёв атмосферы?

Попробую свои 2 цента внести (хоть и не експерт, но кое-чего учил):
1. Материал "фоам" очень жесткии; Ето пенопласт замерзшии, т.к. он находится в контакте (или рядом) с баком жидкого водорода. Запуск был в холодную погоду = могли быть свои дополнителные термические нагрузки в конструкции бака.

2. На 2-ои минуте полетеа ускорение должно быть болшое (several g's) - больше чем при торможении об разреженную атмоспхеру при "re-entry", а скорость еще далеко не 1-ая космическая (7.8 км/с) как при возврате (50-60 км).
Ясно что ускорение будет непостоянно, особенно в первые секунды полета. Но все-же
Say, after 80 сеk of 20м/сеk2:
speed=20м/сек2*80сек=1.6км/сек .
Altitude= 20 * 802 / 2 м = 32 км
Качественно: сила трения будет расти при таких скоростях как третья степень
скорости -
Да, тепловые нагрузки будут гораздо ниже при старте, а ускорение , наверное, гораздо выше при старте. Ето ускорение может помочь сломать/отломать "frozen foam".
BTW, I heard and saw on that video that foam was "pulverized on impact".
Also, the Columbia did have similar hits in 1997 launch. The cracks were found in many tiles that were replaced upon return.
Last edited by frankie on 04 Feb 2003 18:42, edited 1 time in total.
User avatar
Frukt
Уже с Приветом
Posts: 32291
Joined: 18 Nov 2001 10:01
Location: St.Petersburg

Post by Frukt »

MaxSt wrote:
Frukt wrote:Не подскажет ли кто ,почему траектория приземления шатла проходит через техас?
Вот смотрю на карту и не понимаю как он оказался над этим штатом?


Что именно вам кажется загадочным?

Я просто ждаже не представлял ,что траектория приземления может
проходить над техасом.То есть выходит еще надо спасибо сказать ,что на населенный пункт ничего не упало. :cry:
Не знаю верить или нет ,но в газетках написано ,что обломки упали недалеко от населенного пункта называющийся..............палестина.Нет?
Peace
VYLE
Уже с Приветом
Posts: 1772
Joined: 06 Sep 2001 09:01
Location: Boston, MA -> Charlotte,NC ->Danbury,CT

Post by VYLE »

Есть мнение, что из-за отвалившейся плитки произошел прогар в том месте, где проложены кабельные жгуты, и где не было датчиков. Этим объясняется внезапный отказ датчиков, хотя температура, ими показываемая, была еще не так высока. Так как кабели обычно идут жгутами, могли одновременно перегореть, например, кабели управления оперением или чем еще.
Я не настолько богат, чтобы пить дешевую водку.
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

Frukt wrote:
MaxSt wrote:Что именно вам кажется загадочным?

Я просто ждаже не представлял ,что траектория приземления может
проходить над техасом.


Есть много в жизни, друг Горацио, что неизвестно нашим мудрецам.

Frukt wrote:То есть выходит еще надо спасибо сказать ,что на населенный пункт ничего не упало. :cry:


Упало. Но т.к. куски были небольшие, то сильно никто не пострадал...

Frukt wrote:Не знаю верить или нет ,но в газетках написано ,что обломки упали недалеко от населенного пункта называющийся..............палестина.Нет?


В Штатах - 24 Палестины, at least. А так же 23 Москвы, 3 Санкт-Петербурга, 41 Ливан, 25 Египтов и всего 2 Сирии...



--
Alex1776
Уже с Приветом
Posts: 135
Joined: 17 Jan 2003 21:52
Location: NJ

Post by Alex1776 »

То что следует -- вольный перевод с английского, по памяти.

Весной 1945-го года в концантрационнаом лагере в Западной Германии еврейскому мальчику осталось совсем немного до 13-летия. Он был воспитан традиционно и, хотя его родители были убиты, помнил их учение и нашел ребе внутри лагеря. Мальчик попросил ребе провести древний обряд бармытства, ребе согласился. Он достал спрятанный монускрипт Торы и обязал молодого Iliah читать священный документ. Прошла неделя и Iliah был готов к обряду.
В середине Мая, глубокой ночью прошел обряд бармытства, и старый ребе попросил Iliah оставить свиток Торы себе, потому что у молодого человека был бы больше шансов выйти из лагеря живым.
Через 2 недели ребе был убит, еще через месяц союзные войска освободили узников и по обмену военнопленных Iliah направился в Америку. Еще через 3 года он уехал в новообразованный Израиль.
Шли года, мальчик вырос, стал мужчиной и по-прежнему хранил свиток Торы полученный в концлагере от старого ребе.
Совсем недавно 71-однолетний физик, академик Iliah, отдал свиток Торы другому Израильтянину, Илану Рамону, который взял священный документ в шаттл Колумбия на орбиту, ближе к Богу. Три дня назад свиток Торы бережно сохраненный в концлагере, пронесенный через года, сгорел вместе с семью членами екипажа Колумбии.

Ету историю я услышал в понедельник по радио: Paul Harvey, "The Rest of the Story" (s)
----------------------

Я снимаю шляпу перед семью отважными землянинами, каждый из которых имел подобную историю. Я склоняю голову перед духом первооткрывательства, перед отвагой идущих в неизвестность и рискующим всем ради других.
Пусть земля будет им пухом
------

П.С. Простит за длинну, излишнюю емоциональност и, возможно, оффтоп.
User avatar
Capricorn
Уже с Приветом
Posts: 16722
Joined: 19 Oct 2002 23:09
Location: мАсква-USA...->NJ

Post by Capricorn »

Frukt wrote:Я просто ждаже не представлял ,что траектория приземления может проходить над техасом.То есть выходит еще надо спасибо сказать ,что на населенный пункт ничего не упало. :cry:
...


Самолеты летают над Манхаттаном и над Лос Анджелесом... и ничего....
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

Capricorn wrote:Самолеты летают над Манхаттаном и над Лос Анджелесом... и ничего....


Вы хотели сказать "над Манхаттаном и Пентагоном"?

--
MaxSt
Уже с Приветом
Posts: 21835
Joined: 11 Apr 1999 09:01
Location: RU

Post by MaxSt »

Frukt wrote:Я просто ждаже не представлял ,что траектория приземления может проходить над техасом.


Техас вроде не маленький штат, размером с Украину.
Что ж тут поразительного?

MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.
User avatar
Frukt
Уже с Приветом
Posts: 32291
Joined: 18 Nov 2001 10:01
Location: St.Petersburg

Post by Frukt »

Capricorn wrote:
Frukt wrote:Я просто ждаже не представлял ,что траектория приземления может проходить над техасом.То есть выходит еще надо спасибо сказать ,что на населенный пункт ничего не упало. :cry:
...


Самолеты летают над Манхаттаном и над Лос Анджелесом... и ничего....

Отчегож тогда шатлы не запускают с аэропорта им Кэнэди?
И зачем в России такие запуски и приземления в казахскои степи устраивают,
есть ведь лос анжелес и нью йорк. :pain1:
Peace

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”