Shuttle Columbia? What happened?

И прочий транспорт будущего
User avatar
Domicianus
Уже с Приветом
Posts: 4631
Joined: 08 Jan 2001 10:01
Location: Москва

Post by Domicianus »

А вот, похоже, официальная позиция Росавиакосмоса по дальнейшей судьбе МКС :

12:54 06-02-2003 Россия готова сохранить МКС, но у нее нет на это денег

Россия готова взять на себя задачу сохранения Международной космической станции, но странам-участницам этого проекта нужно пересмотреть подходы к формированию бюджета на 2004 год, считает генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев. "Коррекция орбиты, смена экипажей, доставка грузов - эти технические вопросы могут быть решены теперь лишь с помощью российских кораблей "Союз" и "Прогресс", - заявил он.

После катастрофы шаттла "Колумбия" челноки не смогут летать к МКС не один год, прогнозирует Коптев. Это время потребуется на расследование причин аварии, а пока только российские корабли могут обслуживать станцию. "Другой альтернативы нет, так как европейский автоматический грузовой корабль появится в лучшем случае в конце 2005 года", - подчеркнул он.

России придется вдвое увеличить количество запусков: отправлять к станции не три, а пять-шесть грузовых кораблей "Прогресс" в год. Цена одного космического "грузовика" составляет 700 млн. руб. ($23 млн.), - сказал Коптев. Однако в бюджете Росавиакосмоса на этот год предусмотрено около $130 млн. на российский сегмент станции. Этих денег, по его словам, едва хватает на выполнение текущих обязательств - отправку на орбиту трех грузовиков в год, передает ИТАР-ТАСС.


Упоминается как раз тот самый многоразовый космический корабль, о котором я говорил. Видимо, дела с проектом идут не блестяще, раз отодвинули сроки запуска ещё на год.
User avatar
chepackav
Уже с Приветом
Posts: 1513
Joined: 03 Apr 2001 09:01
Location: London, UK

Eurofighter

Post by chepackav »

leshiy wrote:.К примеру свой евроистребитель они доводят уже второй десяток лет.А по обьему исследований эти программы сами понимаете несопоставимы.Можно конечно вспомнить Airbas,Panavia Tornado и еще некоторые проекты.


Eurofighter официально принят на вооружение и поставляется войскам.
DmTs
Удалён за грубость
Posts: 5791
Joined: 15 Mar 1999 10:01
Location: с Родины

Post by DmTs »

Privet wrote:Смерть этой семерки означает задержку в освоении космоса человечеством на несколько лет.


Я не знаю конечно, чем именно программа этого шаттла отличалась от остальных, но все же не слишком ли пафосно?

В военной теории есть аксиома - поражения двигают военную науку, технологии и т.п. Победитель же не учится ничему.

Я думаю что ее можно применить и здесь
"Имеешь одни часы - знаешь который час. Имеешь несколько - сомневаешься."
DanielMa
Уже с Приветом
Posts: 10188
Joined: 12 Aug 2002 16:13
Location: NYC

Post by DanielMa »

Domicianus wrote:
Спасибо, посоветую когда-нибудь (когда не буду на память помнить, что Германия капитулировала 9 мая 1945 года).



А я думал 7 мая. :pain1:
User avatar
Domicianus
Уже с Приветом
Posts: 4631
Joined: 08 Jan 2001 10:01
Location: Москва

Post by Domicianus »

DanielMa wrote:
Domicianus wrote:
Спасибо, посоветую когда-нибудь (когда не буду на память помнить, что Германия капитулировала 9 мая 1945 года).



А я думал 7 мая. :pain1:


Неа. 7 мая был подписан документ о капитуляции германских вооружённых сил на Западном фронте. Не помню где точно - кажется, в Реймсе. Акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии в целом был подписан в 23 с чем-то по среднеевропейскому времени 8 мая. Поскольку в Москве было уже 9 мая, День Победы 9 мая и празднуется.
User avatar
Capricorn
Уже с Приветом
Posts: 16722
Joined: 19 Oct 2002 23:09
Location: мАсква-USA...->NJ

Post by Capricorn »

Domicianus wrote:.... Насчёт возможностей Евросоюза в плане космической индустрии - наверно, они и сами сомневаются, потому и кооперируются с Россией и США. По суммам инвестиций - это смотря где разрабатывать. В России рабочая сила дешёвая. Но мне лично сдаётся, что все программы разработки многоразовых кораблей (а таковые есть ещё у Японии и вроде бы Индии) после гибели "Колумбии" будут заморожены.

....


Я думаю , один из главных факторов почему Европа и Япония не смогут "поднять " космос и МКС - деньги. Нынешняя економическая ситуациа вряд ли благоприятствует увеличению расходов на космос.

Интересно:
In the 1960s - the time of the Cold War race to the Moon - Nasa got 5% of the federal budget. Today, that is down to less than 1%.
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

Объект весом 1.2 кг на скорости 229 м/с обладает примерно такой же энергией, как и объект весом 1 тонну на скорости 28км/час (прежняя оценка - 225 км/час - неправильная)

Вопрос: была ли это пена или там был лед и вес был больше.

--
Last edited by vaduz on 07 Feb 2003 03:32, edited 1 time in total.
User avatar
KVA
Уже с Приветом
Posts: 5347
Joined: 03 Feb 1999 10:01
Location: NJ, USA

Post by KVA »

vaduz wrote:Объект весом 1 кг на скорости 232 м/с обладает примерно такой же энергией, как и объект весом 1 тонну на скорости 100км/час

Вопрос: была ли это пена весом 1 кг или там был лед и вес был больше.


Мне вот что не понятно - все обсуждают эту пену и что она может сделать с обшивкой на ХХХ м/с. А откуда там эти ХХХ м/с взялись? Допустим разогнался шатл с ракетой до 500 м/с и тут отвалилась пена. Так у нее же в этом момент та же самая скорость что и у шатла. Приблизительно конечно, т.к. пока она вниз летела сопротивление воздуха уменьшило ее скорость немного, да и шатл успел несколько м/с набрать. :pain1:

Так что IMHO надо смотреть что может сделать пена не на 500 м/с, а допустим на 5 м/с.
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

KVA wrote:Так что IMHO надо смотреть что может сделать пена не на 500 м/с, а допустим на 5 м/с.


Неправильно. Пена тормозится воздухом, поэтому к моменту соударения уже имеет относительно шаттла хорошую скорость. Какую конкретно - измерили по видеозаписи.

--
User avatar
KVA
Уже с Приветом
Posts: 5347
Joined: 03 Feb 1999 10:01
Location: NJ, USA

Post by KVA »

vaduz wrote:Неправильно. Пена тормозится воздухом, поэтому к моменту соударения уже имеет относительно шаттла хорошую скорость. Какую конкретно - измерили по видеозаписи.


И получилось 232 м/c относительно корабля? Многовато что-то. А где про это прочитать можно?
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

KVA wrote:
vaduz wrote:Неправильно. Пена тормозится воздухом, поэтому к моменту соударения уже имеет относительно шаттла хорошую скорость. Какую конкретно - измерили по видеозаписи.


И получилось 232 м/c относительно корабля? Многовато что-то. А где про это прочитать можно?


В этом же топике, на стр #10

--
frankie
Уже с Приветом
Posts: 299
Joined: 19 Jan 2001 10:01
Location: Campbell, CA

Post by frankie »

"И получилось 232 м/ц относительно корабля? Многовато что-то. "

Не не многовато! Попробуи выбросит легкии (неплотныи, т.е. с болшои плошадью)
предмет из быстродвижущеи машины. Какое относителное ускорение?

А теперь разгонись до ~2Маch, 750 м/с. Ну как Вы думаете, ускорение изменится? Ответ, конечно да. Сила трения растет очень быстро, как V^3 или быстрее.
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Что-то у меня появилось опасение, что расследование усиленно толкают на удобную всем версию "недостающего звена". Если причина действительно в повреждении шаттла при взлете, то потребуются значительные переделки, которые вылетают в копеечку, требуют времени и, самое главное, не гарантируют результата. Вполне возможно, что такие затраты на устаревшую технологию признают необоснованными и шаттлы этого поколения больше никогда не полетят в космос. Такой исход мне представляется наиболее вероятным и логичным.

Версия "недостающего звена" позволяет NASA сохранить лицо и продолжить полеты. Граждане продолжают гордиться шаттлом, а правительство... если всем хорошо, то и ему хорошо. Пентагону, наверное, нужно на чем-то летать.
Привет.
vovap
Уже с Приветом
Posts: 12014
Joined: 05 Apr 2000 09:01
Location: Philadelphia, PA, USA

Post by vovap »

vaduz wrote:Объект весом 1.2 кг на скорости 229 м/с обладает примерно такой же энергией, как и объект весом 1 тонну на скорости 225км/час

Кинетическая энергия пропорциональна только квадрату скорости, так что легко посчитать, что эквивалент для 225км/час будет всего 16.1 кг. - никак не тонна.
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

vovap wrote:
vaduz wrote:Объект весом 1.2 кг на скорости 229 м/с обладает примерно такой же энергией, как и объект весом 1 тонну на скорости 225км/час

Кинетическая энергия пропорциональна только квадрату скорости, так что легко посчитать, что эквивалент для 225км/час будет всего 16.1 кг. - никак не тонна.


Точно. На порядок ошибся как всегда... :?
Для тонны ~ 28км/час

Тогда получается, что повреждение не так очевидно...

--
MaxSt
Уже с Приветом
Posts: 21835
Joined: 11 Apr 1999 09:01
Location: RU

Post by MaxSt »

Privet wrote:Что-то у меня появилось опасение, что расследование усиленно толкают на удобную всем версию "недостающего звена". Если причина действительно в повреждении шаттла при взлете, то потребуются значительные переделки, которые вылетают в копеечку, требуют времени и, самое главное, не гарантируют результата.


Мне тоже кажется, что версию с foam, повреждающим крыло, отбросили как-то уж очень внезапно и бесповоротно. Довольно подозрительно. Прочитал тут в одной статье - "...brother of Columbia astronaut David Brown disclosed receiving an e-mail from orbit that conveyed the crew's "concern" about the left wing"

MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Удар пришелся под острым углом, т.е. далеко не вся энергия ушла в удар. Пенопласт при ударе превратился в пыль. Можно ожидать, что сила удара распределилась по поверхности, что еще в какой-то степени ослабило воздействие, но если удар пришелся острой кромкой, то такой твердый материал вполне мог пропороть изоляцию или существенно деформировать ее на некоторой площади. В практике полетов уже случалось, что изоляция была пробита на 75%.
Привет.
vaduz
Уже с Приветом
Posts: 27652
Joined: 15 Jul 2002 17:05
Location: MD

Post by vaduz »

Privet wrote:Удар пришелся под острым углом, т.е. далеко не вся энергия ушла в удар. Пенопласт при ударе превратился в пыль. Можно ожидать, что сила удара распределилась по поверхности, что еще в какой-то степени ослабило воздействие, но если удар пришелся острой кромкой, то такой твердый материал вполне мог пропороть изоляцию или существенно деформировать ее на некоторой площади. В практике полетов уже случалось, что изоляция была пробита на 75%.


При соударении на такой скорости (830км/час) результаты могут быть неожиданными. В зоне торнадо, где скорость порядка 300 км/час, соломинка может пробить доску в дюйм толщиной. Фонтан пыли после удара мог состоять не только из пены, но и из изоляции.

--
User avatar
Domicianus
Уже с Приветом
Posts: 4631
Joined: 08 Jan 2001 10:01
Location: Москва

Post by Domicianus »

Capricorn wrote:Я думаю , один из главных факторов почему Европа и Япония не смогут "поднять " космос и МКС - деньги. Нынешняя економическая ситуациа вряд ли благоприятствует увеличению расходов на космос.


Может, и так. С другой стороны - Россия пока что исправно выплачивает свои долги той же Европе. Почему бы европейцам не реинвестировать эти деньги в совместные с Россией же космические программы? В России высококвалифицированные учёные, инженеры, рабочие будут вкалывать за зарплату, на которую в Европе посудомойка не пойдёт. Вот и экономия средств.
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Крыло было повреждено!

http://spaceflightnow.com/shuttle/sts107/030207avweek/
Привет.
User avatar
Privet
Администратор
Posts: 17199
Joined: 03 Jan 1999 10:01
Location: Redmond, WA

Post by Privet »

Если верить этому сообщению, было повреждена передняя кромка левого крыла. Удар, зафиксированный на взлете пришелся в нижнюю плоскость крыла. Вероятно все-таки был удар, который не был зафиксирован.

Пока я не нашел подтверждения этой информации в других источниках.
Привет.
User avatar
DNA
Уже с Приветом
Posts: 292
Joined: 26 Oct 2002 02:32
Location: CANADA

Post by DNA »

Если верить этому сообщению, было повреждена передняя кромка левого крыла. Удар, зафиксированный на взлете пришелся в нижнюю плоскость крыла. Вероятно все-таки был удар, который не был зафиксирован.


это может обьяснить почему датчики с левой стороны фюзеляжа показывали увеличение температуры. То-то они мне покоя не давали.
"Главное в любом споре-вовремя перейти на личности!"-(с) М.Жванецкий
Zakhar
Уже с Приветом
Posts: 558
Joined: 19 Nov 2002 19:12
Location: MD

Post by Zakhar »

MaxSt wrote:...Прочитал тут в одной статье - "...brother of Columbia astronaut David Brown disclosed receiving an e-mail from orbit that conveyed the crew's "concern" about the left wing"

MaxSt.


Неплохо бы найти info : была ли у Colombia возможность пристыковаться к МКС?
DanielMa
Уже с Приветом
Posts: 10188
Joined: 12 Aug 2002 16:13
Location: NYC

Post by DanielMa »

Неужели у них из иллюминаторов крылья не видны? Если бы кромка крыла была повреждена при взлете, то наверно бы они за 16 дней заметили бы это?

Может они столкнулись с каким нибудь куском мусора в космосе?
MaxSt
Уже с Приветом
Posts: 21835
Joined: 11 Apr 1999 09:01
Location: RU

Post by MaxSt »

Zakhar wrote:
MaxSt wrote:...Прочитал тут в одной статье - "...brother of Columbia astronaut David Brown disclosed receiving an e-mail from orbit that conveyed the crew's "concern" about the left wing"

MaxSt.


Неплохо бы найти info : была ли у Colombia возможность пристыковаться к МКС?


Не было такой возможности. Разные орбиты, топлива не хватило бы долететь.
Обычно когда запускают шаттл с целью стыковки с МКС, стартовое окно - пять минут.

MaxSt.
War does not determine who is right - only who is left.

Return to “Авиация, космонавтика, мореплавание”