Приведу несколько ссылок и растолкований, поскольку знаком довольно близко с экспортными операциями и лицензиями.
Список инкриминируемых изделий
здесь на 20-й странице. Большинство из них являются аналого-цифровыми преобразователями, которые подвергаются экспортному регулированию, если их скорость выше определённого значения (зависящего от количества битов). Это значение меняется каждые несколько лет, непременно в сторону увеличения. Т.е. с высокой долей уверенности можно утверждать, что через несколько лет часть или большинство этих поставок была бы легальной.
Крайне интересен факт, что ни в одном из найденных мной источников не упоминается количество изделий, экспортированных с нарушениями законодательства. В
пресс-релизе FBI/BIS упомянут оборот продаж Arc Electronics с 2002 г. включительно в размере $50M. Однако FBI не утверждает, что все или большинство из этих продаж были нелегальными. Многие средства СМИ
самостоятельно пришли к похожему заключению, однако доступная информация также не противоречит и гипотезе, что 49 миллионов и 990 тысяч из этих продаж были, например, резисторами, а каждое из изделий, подлежащих лицензированию и упомянутых в
обвинительном заключении, было экспортировано в штучном количестве.
В этом
документе (стр. 3, подчёркнуто) упоминается, что Arc Electronics никогда не получал лицензии на экспорт вообще ничего. Это серьёзное нарушение. В
этом документе можно найти длинный список лиц и компаний, совершивших нарушения экспортного законодательства, а также получить представление, какое наказание реально ждёт Фищенко и Ко. Любопытно, что Arc Electronics найдёт себя в компании таких известных учреждений, как Fujitsu, Littelfuse, Hittite Microwave, Data Physics и DHL. (Более поздняя версия документа
здесь.)
Получение лицензии BIS является бюрократическим, но преодолимым процессом. Было
подслушано утверждение Ф (стр. 7, внизу) о том, что если бы он всё-таки подал заявку на экспортную лицензию, то "the response might be 'Sure, you can sell it, but we will keep an eye on you.' " Не уверен, что это так, если бы Arc раскрыл доподлинную натуру своих клиентов. Однако, если конечный пользователь был бы гражданским, и если экспортёр ранее не был бы замечен в злоупотреблениях, то с очень высокой долей уверенности могу заверить, что лицензия была бы одобрена (для тех деталей, которые приведены в обвинительном заключении). Многие легитимные российские дистрибьюторы способны оформить лицензии по крайней мере на АЦП Texas Instruments, это достаточно распространённые детали, однако каждая лицензия выдаётся под конкретного конечного пользователя и конкретный проект, и выдача занимает недели или месяцы.
Бракованные детали, опретензированные якобы ФСБ, которые упомянуты в пресс-релизе FBI/BIS и практически во всех СМИ, не подлежат лицензированию, это
банальные переключатели (стр. 12). (В документе фигурирует "в/ч 35533"; возможно это действительно "a specialized electronics laboratory of Russia’s Federal Security Service"). Вообще экспортировать "что-либо" российским (или другим недружелюбным) военным не запрещено. Запрещено, только если экспорт подлежит лицензии и лицензия не одобрена (на самом деле немного сложнее, но примерно так).
Военным необходимы многие товары и припасы. Например, стулья. "[A]n analysis of Arc’s accounting data revealed a striking similarity between fluctuations in Arc’s gross revenues and the Russian Federation’s defense spending over the last several years."
(стр. 2) Уверен, что то же верно и, скажем, для Икеи, наиболее близкой к какому-либо военному ведомству.
Самый серьёзный осадок из этой ситуации (ну помимо, возможно, Ромни размахивающего ей)—упомянутые в пресс-релизе "165 Persons and Companies ‘Designated’ by Commerce Department". Этот конкретный список пока не опубликован (будет в Federal Register в ближайшие дни). Логично предположить, что в этот список попадут все без ограничений, кто когда-либо являлся получателем любых поставок от Arc Electronics или их московской сестры Апекса. На данный момент в списке
Entity List мало российских компаний/предприятий, а которые там есть, скорее всего это достойно заслужили. 165—большое число, и в список, возможно, попадут компании, не имеющие прямого отношения к оборонке (насколько это возможно в России). Таким образом, эти компании—закупщики электронных деталей, т.е. редкие производители чего-нибудь работающего и невоенного—будут напрочь отсечены от возможности получения экспортнорегулируемых деталей, т.е., например, АЦП и FPGA последних моделей. То есть, последствие—забить немногочисленные "постмодернизационные" предприятия back to the stone ages.
Те СМИ, которые привели аналогию с холодной войной, попали в точку, но не в ту.