Эдак вы нас скоро и до "задачи" доведёте: "Взлетит ли самолёт, если его поставить на ленту, бегущую ему навстречу со скоростью самолёта?"goldenstate wrote:Можно кстати упростить задачу: Если человек движется относительно поезда всегда с такой же скоростью как и сам поезд, т.е. относительно земли человек всегда на месте...
Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Проблема в том, что тормоз не чувствует, идёт ли человек или стоит; вариант, когда человека тянут лебёдкой, это показывает яснее ясного. Поэтому "тормозить ему НЕ сложнее".Flash-04 wrote:3. А поезд то тормозит, т.е. тормозить ему сложнее, т.к. кинетической энергии прибыло (смотри выше).
Так в чём проблема то?
Кстати, вот Вам вариант попроще:
Человек идёт вверх с постоянной скоростью по бегущему вверх эскалатору. Разумеется, человек при этом и работу совершает, и эскалатор "назад толкает". — Как по-Вашему, мотор эскалатора в случаях идущего пассажира и стоящего на месте работает по-разному или одинаково? Какого пассажира ему поднимать "сложнее": идущего или стоящего? И куда идёт работа, совершаемая идущим пассажиром?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 5340
- Joined: 20 Jun 2012 23:36
- Location: чемодан-вокзал-SFBA
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Да, если упростить постановку задачу удалив (хотя бы временно) из нее как можно больше шума, ее легче решить. Если вместо человека взять тележку с идеальными колесиками (без трения), то тележка внутри поезда никогда не будет двигаться относительно земли (ни в момент разгона ни торможения), и никакой работы по ее движению относительно поезда совершаться не будет, т.к. не будет никаких сил двигающих ее относительно поезда.Deynekin wrote:Эдак вы нас скоро и до "задачи" доведёте: "Взлетит ли самолёт, если его поставить на ленту, бегущую ему навстречу со скоростью самолёта?"goldenstate wrote:Можно кстати упростить задачу: Если человек движется относительно поезда всегда с такой же скоростью как и сам поезд, т.е. относительно земли человек всегда на месте...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Упрощать, так упрощать, уберём ещё один шум: вообще поставим эту тележку с идеальными колесиками на вокзальном перроне — она ведь всё равно не двигается относительно земли...goldenstate wrote:Да, если упростить постановку задачу удалив (хотя бы временно) из нее как можно больше шума, ее легче решить. Если вместо человека взять тележку с идеальными колесиками (без трения), то тележка внутри поезда никогда не будет двигаться относительно земли...
Вы условие-то задачи читали, в частности: "...человек движется (он уже движется, а не "никогда не будет двигаться отн. земли"!) с постоянной скоростью...". Или додумали его сами по увиденным "ключевам словам"?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 5340
- Joined: 20 Jun 2012 23:36
- Location: чемодан-вокзал-SFBA
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Я согласен с тем что сила взаимодействия человека с вагоном не зависит от того, сидит ли он в кресле или идёт с постоянной скоростью, т.к. в обоих случаях ускорения одинаковы.Deynekin wrote:Упрощать, так упрощать, уберём ещё один шум: вообще поставим эту тележку с идеальными колесиками на вокзальном перроне — она ведь всё равно не двигается относительно земли...goldenstate wrote:Да, если упростить постановку задачу удалив (хотя бы временно) из нее как можно больше шума, ее легче решить. Если вместо человека взять тележку с идеальными колесиками (без трения), то тележка внутри поезда никогда не будет двигаться относительно земли...
Вы условие-то задачи читали, в частности: "...человек движется (он уже движется, а не "никогда не будет двигаться отн. земли"!) с постоянной скоростью...". Или додумали его сами по увиденным "ключевам словам"?
Далее Ваш вопрос: - куда же всё-таки делась энергия w = m*V*u?
W – это не энергия, а работа. А работа не может ни деться ни недеться, в отличие от энергии или импульса. Работа для сидящего человека w=0. Для идущего равномерно человека работа не равна нулю (f*l) и в этом нет никакого противоречия с нулевой работой сидящего.
Если хотим поговорить об энергии или импульсе, тогда надо переформулировать вопрос.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Переформулируйте. Или вот так: "на что пошла эта работа?" подойдёт?goldenstate wrote:Далее Ваш вопрос: - куда же всё-таки делась энергия w = m*V*u?
W – это не энергия, а работа. [...] надо переформулировать вопрос.
Впрочем, вопрос не в этом: куда это в конце концов пошло, это известно заранее. А вот как оно туда пошло — это-то и есть самое интересное.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 5340
- Joined: 20 Jun 2012 23:36
- Location: чемодан-вокзал-SFBA
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Я переформулировал, но Вам не понравилось.Deynekin wrote:Переформулируйте.goldenstate wrote:Далее Ваш вопрос: - куда же всё-таки делась энергия w = m*V*u?
W – это не энергия, а работа. [...] надо переформулировать вопрос.
Нет, не подойдет. Я не понимаю, что такое "пошла работа". Некорректный вопрос. Работа просто считается f*l, но она никуда не идет, и не остается, не превращается и не сохраняется. Хотя эти же глаголы можно применить к энергии или импульсу.Или вот так: "на что пошла эта работа?" подойдёт?
Что "оно"? Работа? Корректно сформулируете вопрос и можно поговорить.Впрочем, вопрос не в этом: куда это в конце концов пошло, это известно заранее. А вот как оно туда пошло — это-то и есть самое интересное.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
—Да-да, оно самое: ра-бо-та. И хотя Вы строкой выше и говорите, что работа "не превращается", со времени принятия закона о сохранении энергии считается, что это не так: превращается. В энергию. А равно и наоборот.goldenstate wrote:Что "оно"? Работа? Корректно сформулируете вопрос и можно поговорить.
По этой причине в вольной речи, когда всем ясно, о чём речь, чтобы не произносить долгое "энергия, затраченная на производство работы...", вполне можно без лишнего буквоедства работу называть энергией, а энергию — работой.
Поэтому на сей раз интерес представляет не факт такого превращения (ну, разве что для девятиклассников: покажите прямым вычислением, что совершённая работа равна изменению энергии... и нигде не ошибитесь!), а процесс: как именно это произошло. Если тормоз не "чувствует", тяните ли вы груз лебёдкой или нет, то как получается, что в нём в первом случае выделяется больше энергии на величину совершённой работы? Получается вот прямо сейчас, за время dt?
Очень выглядит соблазнительным объяснение в терминах потенциальной энергии поля сил инерции: действительно, до поры до времени(sic!) энергию, накопленную за счёт этой работы, можно вернуть: достаточно перерезать верёвку, и тело прекрасно полетит к голове поезда; возможно, даже проломит преднюю стенку. Т.е. до этого времени совершённая работа перешла в энергию, которая ещё не стёрлась в тормозе! Но вот в момент остановки вся эта "накопленная потенциальная энергия" куда-то исчезает: энергетический банк лопнул! Ужли здесь нет темы для анализа?
-
- Уже с Приветом
- Posts: 27652
- Joined: 15 Jul 2002 17:05
- Location: MD
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Когда движение без ускорения - не чувствует. А как только вагон начинает тормозить с ускорением a, то по условию задачи лебедка начинает воздействовать на груз с силой F=m*а, на лебедку ( на вагон ) действует обратная сила -F.Deynekin wrote: Если тормоз не "чувствует", тяните ли вы груз лебёдкой или нет...
После остановки вагона тормоз опять ничего не чувствует.
Энергия вполне себе сохраняется и выделяется только в тормозе (ну, пока груз не долетит до стены).
Перерезать веревку с проломом стенки мысль хорошая, только тем самым вы начинаете рассматривать диссипативную, а не консервативную систему внутри вагона.
Да, будет прикол - кинетическая энергия вагона с кирпичем внутри не вся уходит в тормоз, если кирпич, например, поедет с по шершавому полу (a>Kп*g): часть кинетической энергии кирпича перейдет в тепловую из-за трения.
Но что тут анализировать - непонятно...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63430
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
и как же у вас работает лебедка в случае "ленивого" пассажира? по хорошему ваша лебедка тогда уж в голове вагона должна стоять, раз он идёт в противоположном направлении движению поезда. И если "ленивый" пассажир будет просто висеть на застопоренном канате, то "упрямый" будет его стравливать.Deynekin wrote:—Ну хорошо, а если пассажира тянут на верёвке, наматываемой на барабан лебёдки, установленной в хвосте вагона, Вы и сейчас скажете, что "взаимодействовать с вагоном" лебёдка будет по-разному — в зависимости от того, вращается ли барабан или нет?Flash-04 wrote:если вас интересует именно механизм передачи энергии, то вам волей-неволей придётся признать что сидящий в кресле пассажир и идущий (и толкающий вагон ногами) пассажир всё таки с вагоном взаимодействуют по разному. [...] А вы начинаете рассматривать статические состояния системы и полностью игнорируете динамику. Отсюда и "парадоксы" не стоящие выеденного яйца.
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 5340
- Joined: 20 Jun 2012 23:36
- Location: чемодан-вокзал-SFBA
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Да не в буквоедстве дело, а в корректной постановке или хотя бы надо договориться в терминах.Deynekin wrote:—Да-да, оно самое: ра-бо-та. И хотя Вы строкой выше и говорите, что работа "не превращается", со времени принятия закона о сохранении энергии считается, что это не так: превращается. В энергию. А равно и наоборот.goldenstate wrote:Что "оно"? Работа? Корректно сформулируете вопрос и можно поговорить.
По этой причине в вольной речи, когда всем ясно, о чём речь, чтобы не произносить долгое "энергия, затраченная на производство работы...", вполне можно без лишнего буквоедства работу называть энергией, а энергию — работой.
Вот я спрошу: если человек толкает неподвижную бетонную стену, то куда идет его работа (пыхтение), или другими Вашими словами, энергия, затраченная на производство [нулевой] работы?
Так вот туда же "идет работа" сидящего в кресле пассажира при торможении поезда. А значит и человека, который идет по вагону (мы все согласились что между ними разницы нет).
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Вот те и договорились в терминах!goldenstate wrote:Так вот туда же "идет работа" сидящего в кресле пассажира при торможении поезда. А значит и человека, который идет по вагону (мы все согласились что между ними разницы нет)..
Между ними — пассажирами — разницы нет только в том, что сила их взаимодействия с вагоном одинакова. Но сидящий никакой работы не совершает, в отличие от идущего.
Если ускорение при торможении равно g/2, то пройти 30-метровый вагон равносильно подъёму на пятый этаж. И когда я говорю о "пыхтеньи", я имею в виду именно эту работу, а не то пыхтенье, с каким толкают печку, стенку или спинку сиденья (if any).
Кстати, Ваше замечание о кирпиче, скользящем по шершавому полу мне понравилось.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Ну хорошо, давайте "по буквам". Когда поезд тормозит, трудно идти (оно же: перемещать груз лебёдкой, etc.) к хвосту поезда; к голове груз и сам норовит скатиться.Flash-04 wrote:и как же у вас работает лебедка в случае "ленивого" пассажира? по хорошему ваша лебедка тогда уж в голове вагона должна стоять, раз он идёт в противоположном направлении движению поезда. И если "ленивый" пассажир будет просто висеть на застопоренном канате, то "упрямый" будет его стравливать.
Верёвка толкать не может, она может только тянуть, поэтому, если тянем груз хвосту, то и лебёдка должна стоять в хвосте (наличие неподвижного возвратного блока не рассматриваем).
Если лебёдка не работает (барабан не вращается), это случай "ленивого" пассажира.
Когда лебёдка сматывает (равномерно) верёвку и тем самым совершает работу — случай "упрямого".
В обоих случаях сила между лебёдкой и полом одинакова.
Сила, развиваемая тормозом, одинакова (по условию)...
Ускорение одинаково...
(ну и т.д., повторять всё заново вряд ли имеет смысл.)
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63430
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
"не рассматриваем" - и зря
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Я перестал понимать, что делает лебёдка в Вашем видении картины. У меня она служит заменой слову "идёт": вместо того, чтобы человеку упираться в пол при хотьбе, его тащут (без трения) на верёвке. Лебёдкой.Flash-04 wrote:"не рассматриваем" - и зря
У Вас же и пассажир к хвосту сам идёт, и верёвку за собой с лебёдки, установленной в голове поезда, сматывает ("стравливает"?). —?!
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63430
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
у меня всё больше и больше складывается впечатление что вы попросту издеваетесь над почтенной публикой собравшейся в этом топике посредством небольших манипуляций когда начинаете сравнивать баланс энергии той или иной системы. Ускорения действительно равны, в этом можно убедится выписав уравнения динамики для случаев когда человек привязан к креслу и когда он катится на площадке с колёсиками (да, колёсики, не хочу заморачиваться с ногами) в обратном направлении движению поезда. Но в случае когда человек идёт (катится) в обратном направлении, в неподвижной системе отсчёта (рельсы) его кинетическая энергия меньше, чем в случае когда он привязан к креслу. Будем это как-то учитывать в наших рассуждениях?
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Кажется, наблюдаю прогресс: мы уже не заморачиваемся тем, куда поставить лебёдку, и не говорим, что "силы взаимодействия с вагоном идущего и неподвижно сидящего пассажиров одинаковы, но характер взаимодействия разный".Flash-04 wrote:у меня всё больше и больше складывается впечатление что вы попросту издеваетесь над почтенной публикой собравшейся в этом топике посредством небольших манипуляций когда начинаете сравнивать баланс энергии той или иной системы.
Видите ли, хотя в заголовке ради интриги есть слова "куда делась энергия?", это-то как раз вопроса и не составляет. Во-первых, потому что закон сохранения энергии нам подсказывает, что всё, независимо от конкретики механизма, в конце концов "стёрлось" в тормозе — ибо энергии больше деваться некуда; это и было сразу сказано.
И во-вторых, баланс энергии был даже показан аккуратным вычислением чуть позже — там, где я сказал: "Слава небесам, закон сохранения энергии устоял!"
Так что здесь суть не в факте сохранения, а в механизме того, как это происходит. Так, естественно себе представить, что каждый раз, когда мы производим совершенно реальную элементарную работу, протаскивая груз по вагону на расстояние u*dt, эта работа/энергия безвозратно "стекает" в тормоз. Пока всё выглядит гладко.
Но при этом, если перерезать верёвку достаточно заранее до полной остановки вагона, то всю совершенную до этого работу можно вернуть телу, позволив ему свободно скатиться к голове вагона — именно потому, что поле инерционных сил в расматриваемом случае неотличимо от однородного поля сил тяжести. А а в поле сил тяжести всё именно так: залез на пятый этаж — потрудился, спрыгнул оттуда вниз — все твои труды аккуратно до копеечки поле вернёт в виде — в конце концов — разбитой головы.
Но тогда "попадаем в непонятное": как получается, что удаётся вернуть энергию после того, как она уже безвозвратно(!!!) ушла в тормоз? Вот если бы эта работа переходила только в потенциальную энергию тела, перемещённого в конец вагона, тогда бы вопроса не возникало. Но мы вроде договорились, что она с концами ушла в тормоз — не может же эта энергия быть и там, и там одновременно!
Родственный вопрос. Пока вагон тормозится, кирпич, расположенный у задней стенки вагона обладает потенциальной энергией m*a*L по сравнению с кирпичом, лежащим у передней стенки. (Здесь m — масса кирпича, a — ускорене, оно же напряжённость поля сил инерции, L — длина вагона). Но как только торможение прекратилось (вагон ли остановился или просто тормоз разжали), эта энергетическая разница тут же исчезает. Неужели не достойно анализа, как и почему это происходит? Иными словами, как быть с консервативным силовым полем, если его потенциал оказывается зависящим не только от положения r, но и от времени t?
(А где поставить лебёдку и возвратные ролики или какое у нас "трение качения" в колёсиках... — это всё посторонний скучный шум сродни: "почём верёвку покупали?")
-
- Уже с Приветом
- Posts: 2001
- Joined: 10 Nov 2004 00:34
- Location: MD
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Deynekin, опишите, наконец, ситуацию однозначно. Просчитайте, используя точные массы и скорости, с учётом движения человека по вагону. Посчитанная вами первоначально недостача того же порядка малости.
И перестаньте повторять, что "всё, независимо от конкретики механизма, в конце концов "стёрлось" в тормозе — ибо энергии больше деваться некуда", это просто неправда. Температура повышается не только в тормозе, особенно если в процессе участвует человек. Вам не зря предлагали заменить человека на что-нибудь, легче просчитываемое, ту же лебёдку, например. В такой ситуации легче было бы посчитать, какая часть энергии "стёрлась" не в тормозе, а в лебёдке.
И перестаньте повторять, что "всё, независимо от конкретики механизма, в конце концов "стёрлось" в тормозе — ибо энергии больше деваться некуда", это просто неправда. Температура повышается не только в тормозе, особенно если в процессе участвует человек. Вам не зря предлагали заменить человека на что-нибудь, легче просчитываемое, ту же лебёдку, например. В такой ситуации легче было бы посчитать, какая часть энергии "стёрлась" не в тормозе, а в лебёдке.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63430
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
я собственно про это говорил... человек в принципе сложная система, ещё и с биохимическим реактором внутри
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 63430
- Joined: 03 Nov 2004 05:31
- Location: RU -> Toronto, ON
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
это как посмотреть. с точки зрения неподвижного наблюдателя это выглядит несколько по другому.Deynekin wrote:Родственный вопрос. Пока вагон тормозится, кирпич, расположенный у задней стенки вагона обладает потенциальной энергией m*a*L по сравнению с кирпичом, лежащим у передней стенки. (Здесь m — масса кирпича, a — ускорене, оно же напряжённость поля сил инерции, L — длина вагона). Но как только торможение прекратилось (вагон ли остановился или просто тормоз разжали), эта энергетическая разница тут же исчезает. Неужели не достойно анализа, как и почему это происходит? Иными словами, как быть с консервативным силовым полем, если его потенциал оказывается зависящим не только от положения r, но и от времени t?
И давайте не забудем сказать что принцип эквивалентности гравитационного поля и инерциального поля справедлив где? Правильно: в бесконечно малой области, а вы пытаетесь обобщить на макро области. Т.е. опять же морочите голову.
Not everyone believes what I believe but my beliefs do not require them to.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
—Вот я и смотрю так, как я выбрал: в данном случае — сидя в вагоне. И не оспариваю, что при взгляде со стороны ситуация в чём-то выглядит по-другому. — Ну, по-другому... И если это возражение, то на что именно и в чём оно состоит? А то я намёка не понял.Flash-04 wrote:это как посмотреть. с точки зрения неподвижного наблюдателя это выглядит несколько по другому.
Не касаясь пока этого "правильно", поинтересуюсь спросить: если поле однородно и равномерно (а я не устаю это явно повторять, не полагаясь на default-понимание), то как Вам в таком случае вообще удаётся различать "бесконечно малое" и "макро"?Flash-04 wrote:И давайте не забудем сказать что принцип эквивалентности гравитационного поля и инерциального поля справедлив где? Правильно: в бесконечно малой области, а вы пытаетесь обобщить на макро области.
В качестве иллюстрации вспоминается студенческий анекдот (NB: слово "анекдот" вовсе не означает, что история непременно выдуманная, хотя в массе почему-то всегда именно так и считают):
Лектор: "Пусть у нас есть бесконечно маленький треугольник...", — рисует на доске небольшой треугольничек... Пририсовав к нему ветор нормали, смотрит, потом говорит: "Нет, это большой треугольник, возьмём поменьше!" Стирает его и рисует другой — поменьше.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
—Have a mercy, venco! И Вы это говорите после того, как всё сказано-пересказано и даже аккуратно подсчитано (см., напр., 13 Apr 2014 17:23). Причём подсчитано без к-л "округлений" и опасно-соблазнительных пренебрежений типа "...поскольку при распаде двух тел кинетическая энергия распределяется между телами (в системе ц.м.) обратно пропорционально их массам, энергией переданной вагону при разгоне человека до скорости u можно пренебречь". Так что здесь на "того же порядка малости" списать не получается: всё подсчитано точно, и никакой недостачи нет. (Здесь, как раз из-за отсутствия недостачи, многие норовят сказать: "Так чего же ты тогда хочешь?", не желая видеть, что здесь есть, что обсудить.)venco wrote:Deynekin, опишите, наконец, ситуацию однозначно. Просчитайте, используя точные массы и скорости, с учётом движения человека по вагону. Посчитанная вами первоначально недостача того же порядка малости.
Но судя по следующим словам:
, видимо, уже начались "наслоения" в отслеживании разговора, и становится неясным, кто что говорил (в частности, это не мне предложили лебёдку, а я сам её предложил), и есть смысл ещё раз "описать ситуацию однозначно", раз слушатели так легко сбиваются деталями вроде тех, что человек, совершая работу, пыхтит и потеет, — "а на это ведь тоже уходит энергия!" Не взыщите, если на сей раз это получится немного нудно; итак:venco wrote:И перестаньте повторять, что "всё, независимо от конкретики механизма, в конце концов "стёрлось" в тормозе — ибо энергии больше деваться некуда", это просто неправда. Температура повышается не только в тормозе, особенно если в процессе участвует человек. Вам не зря предлагали заменить человека на что-нибудь, легче просчитываемое, ту же лебёдку, например. В такой ситуации легче было бы посчитать, какая часть энергии "стёрлась" не в тормозе, а в лебёдке.
Есть вагон массы M, на его гладком полу (трение отсутствует) лежит тело массы m. Вагон оборудован лебёдкой, расположенной в хвосте вагона, от которой идёт трос (да-да: прочный-нерастяжимый-невесомый-идеально гибкий-"все дела"...) к телу m; лебёдка по желанию может быть либо застопорена, либо сматывать трос с постоянной скоростью u.
Всё вместе движется по инерции со скоростью U, но в какой-то момент к вагону прикладывется тормозящая сила T, и вся система начинает тормозиться с "направленным назад ускорением" a=T/(M+m).
При этом, разумеется, трос оказывается натянутым с силой f=m*a. С точки зрения наблюдателя, сидящего в вагоне, сила натяжения троса компенсирует силу инерциии, порождённую торможением, а при взгляде с вокзальной платформы она заставляет тело, лежащее на гладком полу без трения, тормозиться с тем же ускорением, что и вагон. Более того, даже если лебёдка не застопорена, но подтягивает тело к себе с постоянной скоростью u, и ускорение тела, и сила f остаются теми же, что и в случае, когда трос удерживает тело неподвижным отн. вагона.
Но если таки лебёдка трос сматывает, то протянув тело по полу на длину L, она совершила работу f*L, и эта работа будет такой, откуда ни посмотри: что, находясь в вагоне, что, глядя с платформы; её даже будет видно по показанию электросчётчика, через который включён электромотор нашей лебёдки, работающей без потерь. Т.е. эта работа есть "объективная реальность, которая, действуя на наши органы чувств, производит впечатление". И поскольку эта работа обязана переходить в какую-то энергию, то, если вагон в конце концов остановился, можно "не глядя" сказать, куда она пошла: туда же, куда пошла и кинетическая энергия нашей системы (правда m*u^2/2 всё ещё осталось, но это дела не меняет) — в тепло, выделившееся в тормозе. Ибо — повторюсь — больше некуда! Пока всё ясно.
Более того, напрашивается вывод, что в процессе торможения работа, произведённая за время dt капельками по f*u*dt "стекает" в тормоз.
Но посмотрим как это выглядит для наблюдателя в вагоне. Результат работы f*L он интерпретирует как приобретение массой m эквивалентной потенциальной энергии при подъёме на высоту L в поле сил тяжести напряжённостью a. Действительно: если где-нибудь на полпути перерезать трос, то тело полетит "вниз по полю" (к голове вагона), и затраченная было на его подъём работа будет ему возвращена в виде кинетической энергии: возможно, тело даже сможет проломить переднюю стенку вагона.
И вот здесь начинается непонятное: с одной стороны, работа, совершаемая лебёдкой, по каплям безвозвратно уходит в тормоз. А с другой эта энергия может быть возвращена телу!
Я сейчас не останавливаюсь на том (хотя такой факт тоже интересен), что такая возвращаемость энергии при походе к вагона к полной остановке всё-таки начинает куда-то улетучиваться (потому-то и было выше сказано "перерезать где-нибудь на полпути"), т.к. при исчезновении ускорения исчезает — причем без всяких энергетических затрат со стороны "источника поля"! — и всё поле инерционной силы, в котором совершённая работа была "депонирована". Ведь для наблюдателя в вагоне поле сил инерции неотличимо от "настоящей" гравитации, и потому такое "энергетическое обнуление" консервативного поля выглядит удивительным: поле должно работать, как швейцарских банк, даже лучше. А тут вдруг такое...
-
- Уже с Приветом
- Posts: 5340
- Joined: 20 Jun 2012 23:36
- Location: чемодан-вокзал-SFBA
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Причина Вашего недоумения в том что вы перескакиваете из одной системы отсчета в другую:Deynekin wrote: И вот здесь начинается непонятное: с одной стороны, работа, совершаемая лебёдкой, по каплям безвозвратно уходит в тормоз. А с другой эта энергия может быть возвращена телу!
1) лебедка затрачивает энергию по подтягиванию тела, которая переходит в тормоз - это система отсчета в которой поезд движется (вместе со всеми телами в нем) относительно земли.
2) веревка перерезается и энергия лебедки перестает переходить в тормоз и тело летит вдоль вагона – это система отсчета в которой тело свободно движется относительно вагона. Аналог - яблоко падает с дерева.
Рассмотрим систему отсчета #1.
1a. Энергия торможения, если веревку не перерезать: (M+m)*V^2/2.
1b. Энергия торможения, если веревку перерезать в момент когда поезд снизил скорость с V до V1:
(M+m)*V^2/2 - (М+m)*V1^2/2 + M*V1^2/2.
Отсюда разница энергий торможения в этиx двух случаях: m*V1^2/2.
Т.е. в момент перерезания веревки в системе отсчета #1 поезд просто становится легче на величину m.
В системе отсчета #2. Энергия затраченная лебедкой: m*L*a, что в переводе в систему отсчета #1 становится = m*L*(V-V1)/t = m*u*(V-V1).
T.e. энергия затраченная лебедкой зависит от разницы начальной скорости поезда V и скорости поезда в момент перерезания веревки V1.
Т.о. работа, совершаемая лебёдкой, зависит от начального торможения со скорости V до V1: (V-V1).
A энергия торможения напротив снижается за счет "отпускания" тела в момент перерезания когда скорость поезда V1 и до остановки поезда: (V1-0)=V1.
Поэтому никакого недоумения или противоречия о котором Вы говорили, нет вроде.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 367
- Joined: 22 Feb 2005 02:14
- Location: New York
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Увы, это не так: я не перескакиваю из одной системы в другую, а сравниваю, как процесс выглядит в одной и как — в другой. Меня можно было бы обвинить в "перескакивании", если бы я результат, полученный в одной, необоснованно переносил в другую, но я этого не делаю: стар я уже для таких пошлых ошибок (хотя, конечно, "все под богом ходим" и "от сумы да тюрьмы не зарекайся").goldenstate wrote:Причина Вашего недоумения в том что вы перескакиваете из одной системы отсчета в другую
И именно не перескакивание, а сравнение позволяем мне видеть, что некоторые величины оказываются независимыми от системы отсчёта. Такими, в частности являются работа, произведённая лебёдкой, и количество энергии, "слитой" в тормоз. Первая видна по показанию счётчика, через который подключён мотор лебёдки, а вторая — по термометру, показывающему температуру тормозных колодок. И то, и другое выглядит одинаково, смотрим ли мы из вагона или с вокзальной платформы.
Мне кажется, что Вы не улавливаете суть "моего недоумения". Поэтому повторю его ещё раз.
1. Работа, произведённая лебёдкой, оказывается безвозвратно(!) слитой в тормоз.
2. В системе, связанной с вагоном, работа, совершённая лебёдкой, запасается в виде потенциальной энергии поля сил инерции, и её можно вернуть.
3. Работа, произведённая лебёдкой, а равно и "слитая" в тормоз одна и те же, в какой системе ни рассматривай.
Поэтому приходим к "недоумению"-парадоксу: как это, почему удаётся вернуть, то, что уже вроде бы безвозвратно ушло в тормоз?
(Объяснение этого "парадокса" я знаю; после того, как он здесь сформулирован в такой предельной форме, возможно, и Вы найдёте ответ.)
А вычисления... Если их производить аккуратно, то они только будут подтверждать то, в чём мы заранее уверены: полная энергия сохраняется. Надеюсь, Вы не подозреваете меня в том, что я здесь в завуалированной форме пытаюсь предлагожить проект очередного вечного двигателя. Кстати, такие парадоксы для изобретателей вечного двигателя являются не парадоксами, а наоборот — вдохновляющими соображениями в их исканиях.
-
- Уже с Приветом
- Posts: 5340
- Joined: 20 Jun 2012 23:36
- Location: чемодан-вокзал-SFBA
Re: Настойчивый пассажир, или куда делась энергия?
Улавливаю. Примерно то же как если меня вверх поднимают на лебедке, но при этом я еще сам подтягиваюсь по веревке вверх. Энергия затрачиваемая лебедкой - это аналог тормоза в поезде. А энергия затрачиваемая мной на карабкание - это аналог усилий человека карабкающегося в вагоне против движения поезда.
И из этого примера Ваш вопрос:
Потому что энергия ушедшая в тормоз не зависит от того движется человек "вверх" по вагону или нет. Поэтому увеличение его потенциальной энергии он "заработал" сам для себя, и оно не ушло в тормоз.
И поэтому никакого недоумения или противоречия нет. Или еще остались?
И из этого примера Ваш вопрос:
перестает вызывать недоумение.почему удаётся вернуть, то, что уже вроде бы безвозвратно ушло в тормоз?
Потому что энергия ушедшая в тормоз не зависит от того движется человек "вверх" по вагону или нет. Поэтому увеличение его потенциальной энергии он "заработал" сам для себя, и оно не ушло в тормоз.
И поэтому никакого недоумения или противоречия нет. Или еще остались?