koan wrote:WindJammer wrote:
г-во Швейцария не прогибало швейцарцев языковыми экспериментами, впрочем как и любая нормальная страна.
Про Швейцарию не знаю, а вот остальные европейские страны в 19 веке вели очень активную политику национального строительство путем насаждения единого языка через систему образования и административную сферу : Франция ( в начале 19 века половина ее населения говорило не по французски), Испания, Британия, Германия, та же Россия в Польше и т.д. Вполне может быть, что если бы Франция и Англия тогда так не напряглись, мы бы имели сейчас независимые Бретань, Шотландию и Прованс.
Смотрите, в Испании во всю пробудились баскский, галицианский и каталанский. Мы были в Каталании, и нам гид рассказывал, что ещё несколько декад назад это был умирающий язык, а сейчас на нём активно говорят. Моя приятельница была занята в проекте написания очень большого каталанско-французского словаря. Во Франции пробуждаются бретонский, окситанский, провансальский. В Ирландии возродили кельтский. В северной Швеции практически стал вторым языком саами. На нём саамские дети получают образование (раньше его официально не учили). Самый подходящий пример для нашего случая - это Финляндия. Там шведский был "имперским" языком, типа как и русский на Украине. Хотя там шведов всего 6%, но шведский язык там второй официальный, его все в школе изучают, и надписи на двух языках.
И последний пример. Недавно приехала из конференции в Оттаве. Первый раз в жизни была в Оттаве и подивилась, насколько там всё двуязычно и как люди спокойно переходят с одного языка на другой (я не говорю про глубинку Квебека или английской Канады, а именно про Оттаву). Люди там живущие мне сказали, что в Оттаве нельзя получить работу в сервис-индустрии, если не говоришь на обоих языках.
В общем, много, много примеров "работающих" двуязычно/двукультурных государств. То, что работало в 19 веке не работает сейчас. В 19 веке были анклавы крестьян, типа румын среди венгров, словенцев среди кого-то ещё, у которых было слабо развито национальное самосознание, т.к. грамоты они не знали и им было не так важно, изучается ли их язык в школах и печатаются ли на нём газеты. Kак только национальное самосознание стало пробуждаться, стали поднимать голову национальные движения во всей Европе.