http://diplomart.ru/library/l0017-0193-0993-03225.htmlDariya wrote:А вы не боитесь, что США может пойти в разнос?proalex wrote:Страна может пойти "вразнос" и лозунгом уже радикальной оппозиции станет "Чаушеску, Каддафи, Путин" со всеми вытекающими для последнего последствиями. Фактически, пойти по пути тунисского Бен Али или Войцеха Ярузельского Путин уже не может. У него есть три выбора - или попытаться править пожизненно, или вариант Мубарака или кончить как Чаушеску и Каддафи.
«Система сдержек и противовесов» так построена, что механизм действия трех ветвей власти не дает возможности одной из них узурпировать власть в стране, и в первую очередь не допускать узурпации исполнительной власти, которую олицетворяет Президент. Важнейшим средством является импичмент. Исключительным правом отстранения от должности (импичмент) высших гражданских должностных лиц исполнительной власти обладает Сенат (за тяжкие преступления, нарушение присяги, Конституции и другие злоупотребления). «Когда рассматривается дело Президента Соединенных Штатов, председательствует Главный судья: ни одно лицо не может быть признано виновным без согласия двух третей присутствующих сенаторов» (раздел III ст. I Конституции США). После рассмотрения и признания виновным лицо отстраняется от должности и подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Президенту может быть предъявлен импичмент до истечения срока его полномочий.
Также Конгресс имеет право отклонять законопроекты Президента, которые он вносит в Конгресс. Сенат вправе отклонить любую кандидатуру, предложенную Президентом для назначения на должность любой федеральной службы, поскольку для получения «совета и согласия» требуется две трети голосов Сената.
В то же время Президент обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принятые Конгрессом. «Каждый законопроект, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать законом, должен быть подписан Президентом. Если Президент подписывает законопроект, то он становится законом, если не подписывает, то возвращает его в ту палату, со своими возражениями, откуда исходил законопроект». Чтобы преодолеть отлагательное вето Президента, необходимо, чтобы за законопроект повторно проголосовало две трети голосов в каждой палате. Если законопроект не возвращается Президентом в течение десяти дней (не считая воскресных дней), он становится законом.
Кроме того, система «сдержек и противовесов» имеет своей целью обеспечить власть в стране, уравновесить все три ветви, обеспечить их функционирование при относительной самостоятельности. Как справедливо отметил Дж. Херт: «Если все дороги ведут в Рим, то все вопросы американского управления рано или поздно сводятся к разделению властей» (Никеров Т. И. Административное право США. М.: Наука, 1977. С 46).
За все время существования США идет конфронтация между исполнительной властью (читай президентом) и Конгрессом. Это наглядно видно при разрешении «Уотергейтского дела», когда по его разрешению была подана инициатива Президента. В результате инертность была преодолена, и США должным образом смогли его преодолеть, выйти из кризиса.
Таким образом, конфронтация законодательной и исполнительной властей в США никогда не приводила к каким-либо социальным потрясениям в стране, но всегда дело сводилось к усилению исполнительной власти, что приводило к определенной модернизации принципа разделения властей. И таких случаев в истории США было предостаточно, чтобы сделать такой вывод. Можно привести пример «взаимоотношения» законодательной и исполнительной властей в финансовой сфере.